Найти тему

Пасхальная служба

Сельский храм. Фотография использована в иллюстративных целях и взята из открытого доступа Яндекс-картинки.
Сельский храм. Фотография использована в иллюстративных целях и взята из открытого доступа Яндекс-картинки.
Пасхальная служба. Фотография использована в иллюстративных целях и взята из открытого доступа Яндекс-картинки.
Пасхальная служба. Фотография использована в иллюстративных целях и взята из открытого доступа Яндекс-картинки.

Всю неделю готовились к празднику. Бабка и мама мыли все в доме, стирали шторы, убирали все углы, даже в кладовке навели порядок. Подбелили и русскую печь: теперь она хозяйкой красовалась посреди кухни, готовая печь вкусные куличи. К четвергу всё сияло и блестело. Вкусно пахло сдобным тестом и какими-то пряностями.

Один отец, казалось бы, никаких приготовлений не замечал и в общей кутерьме не участвовал. Для него праздника будто и не существовало:

- Нехристь, что с него взять, - горестно говорила бабка, - и вы из-за нёго такЕми же нехристями растёте.

Её мечтою было окрестить всех внуков, но отец на это своего согласия не давал, несмотря на уговоры матери и увещевания бабы Фёклы. А бабка всё равно соблюдала все церковные обряды, чтила праздники, соблюдала строгие посты. Вместе с нею постилась вся семья, даже неверующий отец, ворча и молча негодуя, хлебал пустые щи, иногда тайком поедая сало в тёмной кладовке. Бабка молилась каждый вечер перед иконой, висевшей в комнате, которую она делила с Сонькой. Отец умолял бабку снять эту иконку со стены, абы она не наделала бед его партийной карьере. Бабка ни в какую:

- Скажи, что эта моя икона - не твоя. Не тронь её, на то своего согласия не даю. Она в моём доме всю жизню была. И взамуж меня братка старшой ею благославлял. С нею на тот свет и уйду. Не лезь, нехристь.

И иконка продолжала занимать своё законное место в светлом углу. Соньке казалось, что Иисус смотрит на неё и улыбается, иногда неодобрительно хмурится, а, когда бабка с отцом ругаются, печально клонит голову, словно умоляя их прекратить бессмысленные споры о его существовании. Девчонка про Иисуса знала много: баба Фёкла перед сном шёпотом рассказывала внучке про все его приключения. Сонька с удовольствием слушала, потому что любила подобные истории, а книжек в библиотеке про него не было. Сонька спрашивала – точно не было. Только отец после вопроса в библиотеке опять потом с бабкой ругался:

- Не морочьте девчонке голову! Откуда она про Иисуса знает, как не от вас. Ох, не сносить мне головы с такой тёщей...

- А чё я? Ничаво и не говорила я ей. Сама откуда-то разузнала. Она ж у вас вумная вона кака – а в деревне ж она живёт. Тута мало вас, нехристей-то. Все тайком, но веруют.

Когда мама заболела, Сонька с Санькой, видели, что отец тоже стал икону иногда навещать, стоял перед нею, что-то шептал тихонько, ничего и слышно не было.

А Пасху он по-прежнему не признавал. Остальное семейство любило в этот светлый день всё: куличи, крашеные луковой шелухой яйца, вкусную творожную пасху и еще ничего не делающих в эти праздничные дни маму и бабушку. Можно было слушать бабкины рассказы, мама читала вслух книжки, вместе смотрели телевизор – хорошо бы, чтобы так было вечно.

- Баба, а почему ты говоришь по Пасху – Светлое Воскресение Христово. Воскресенье же это день недели такой! Да?

- Последний день недели так назвали во имя воскресения Христа. Во Страстную пятницу Господь был распят на кресте, а в воскресенье воскрес - ожил. Чудо случилося. За ради нас погиб, а потом и воскрес. С добром жить надо, как он. Не злиться и ближним помогать. Ни с кем не ругаться, - поучала баба Фёкла внучку.

- А ты с папкой сама ругаешься! Грешишь значит? – встревал Санька.

- А ну, вон пошёл! Мал ишшо старшИх-то судить! Все мы грешны. Что ж теперя. Надо стараться не грешить.

Вечером с субботы на воскресенье бабка складывала в большую сумку куличи, яйца и шла на автобус – спешила в район на ночную службу. Сонька тоже каждый год просилась с бабкой, но отец не разрешал. А она-то внучку очень хотела взять с собой, рада бы была.

В тот год ночью отца дома не было – с друзьями на охоту ушел. И Сонька ныла и ныла, отпрашиваясь у мамы в храм на службу. Бабка ходила, поджав губы, строгая и невозмутимая.

- Мам, ну чего я ему-то скажу. Он придёт рано, увидит, что Сони нет, и догадается сразу, где она.

- И скрывать тута нечаво! Вишь, девка к Богу тянется. Это плохо что ли? Пусть сходить, помолиться, хоть и не крещёна. Иисус всех любить, а душу детскую, безгрешную в особку.

И мама сдалась. Сонька с бабкой поехали на пасхальную службу.

***

Когда прибыли в район, уже темно было. Баба Фёкла взяла Соньку за руку, и они направились к храму, куда отовсюду тянулись уже ручейки прихожан. Видно, что многие, как и они, были приезжими: шли с сумками, некоторые с рюкзаками даже. Соньке всё интересно было, и она оглядывалась вокруг, задавая бабке бесконечные вопросы:

- А идти далеко?

- А храм большой?

- А туда все поместятся? Вон, народу-то сколько!

Бабка терпеливо отвечала, но вскоре ей надоели эти вопросы и она сказала:

- Не гоношись, скоро сама всё углядишь. Куда торопишься?

При входе в церковь, бабушка приказала Соньке вести себя тихо, ничего не спрашивать, внимательно слушать и смотреть вокруг. Креститься она внучку еще дома научила.

- Смотри на меня и делай, как я, - приказала напоследок баба Фёкла, и они вошли в храм.

И время исчезло. Сонька стояла, смотрела вокруг, на украшенные врата в центре, на иконы, и всё было с ней и будто бы и не с ней - ей словно снился сон – было ощущение какой-то нереальности. В храме витал дух чего-то радостного и весёлого, казалось, что все друг друга знают и любят. Горели свечи, но особой духоты не было, лики святых на иконах, казалось, ожили и улыбались Соньке ласково и приветливо. Она вместе со всеми вторила на священнику на «Христос Воскрес»:

- Воистину Воскрес!

Чуть позже бабушка подвела её к стульям, стоящим у стены, и разрешила сесть вместе с другими ребятишками – их было много. Время пролетело незаметно. Возможно, Сонька и заснула, но ей казалось, что она не спала ни минутки. Девчонка слушала церковное пение и улыбалась, ей было хорошо и очень-очень спокойно.

Сонька удивилась, когда они с бабкой вышли из храма - было уже светло. Она думала, что прошло совсем немного времени. Нужно было спешить на автобус. Шли молча, Соньке не хотелось говорить. Баба Фёкла только и сказала внучке:

- Вот, и снизошла на тебя благодать Божья! Недаром ты в святой день родилася – Бог любить тебя. Молодец, всю службу выдержала. Не все с первого раза так могуть. Кто к Богу, тому и Бог!

Всю дорогу до деревни Сонька и бабка, притулившись друг к другу, спали, и Соньке снились красивые сны.

Начало историй о Соньке и Саньке можно прочитать на моём канале в подборке "Неслухи". Ставьте лайки, подписывайтесь - это помогает развитию канала.

Светлана Крупская. История и не только...
Неслухи

Добро пожаловать!

Оскорбления, ненормативная лексика и грубость на канале запрещены.

Копирование текста и его фрагментов без разрешения автора запрещено.