Я работала в разных стратапах по размеру, с разными продуктами. В основном, все было связано с IT. Работала с криптобиржами, стэйкинг платформами, помогала собирать раунды для web3 приложений, работала в агенстве и инхаус маркетологом, многое тестировала на собственном бизнесе.
За 8 лет работы накалилась инфа, которой хочется поделиться.
Сразу скажу инфа не сотка, а лишь мое лично мнение.
Выделила для себя (и для вас) некоторый признаки "провального" стартапа:
Провальный (условно стартап) для меня, это такой, у которого перспектива окупиться за 2 - 4 года, крайне мала.
Итак ТОП 5 признаков:
- Слабый прОдукт и соответственно слабый продУкт. Если владелец продукта (CPO) не знает о продукте и все и даже больше, тогда скорее всего, это начало конца. Продукт - это любимая игрушка CPO, с которой он спит, как с плюшевым медвежонком, который пахнет мамой. Важно не только любить и знать продукт, но и уметь рассказывать о нем.
- У стартапа нет единиц измерения. Если CEO, COO, CPO не знают в чем и что измеряется, то потом ни с кого ничего нельзя спросить. Все начинают блуждать в вакууме гипотез, догадок личного опыта и мнения. Цифры и аналитика очень важны с первых этапов развития компании.
- Слишком мало экспертизы у CEO и фаундеров. Часто наблюдала, что недостаток опыта в какой-то сфере не дает возможность, посмотреть на общую картинку под другим углом, возможно переприоритезировать задачи. CEO давит свежие идеи и гипотезы, которые как раз и нужны стартапам, если сам что-то не понимает.
- Слишком много экспертизы у CEO и фаундеров. Тут ситуация похожа с предидущим пунктом. Ситуация, в которой CEO а еще хуже, фаундеры постоянно пытаются контролировать со словами «я так делал, у меня все получалось, делайте так же". Часто у тим лидов не хватает духу сказать "нет», "ваша херня не сработает", "давайте возьмем в тест через полгода".
- Нет идеи, цели, миссии, истории. Очень частая история, когда венчурным фондам правда не нужна идея, им нужны цифры: сколько, когда. В меньшей степени их интересует как и почему. Идея заработать деньги может и выглядит маркетингово привлекательной, но только для ограниченного числа лиц. Покупателям нужна история. Сейчас user story это неотъемлемая часть всех продаж, как b2b так и b2c.
ТУ САМ АП
Если вы соискатель, сотрудник, фаундер, менеджмент или инвестор стартапа, это моменты, на которые стоит посмотреть более пристально Собирайте данные, делайте выводы.
Это, конечно не весь список. Тут пропущено несколько очень важных пунктов.
Поделитесь в комментариях, что по вашему мнению я забыла.