Чудеса случаются. И они случаются всегда вовремя. Надо только научиться их видеть в суете дел. Таким чудом в прошлую пятницу было обращение ко мне одной из читательниц канала. Вот что написала Наталия:
Здравствуйте, автор! Нравятся ваши статьи. Спасибо! Просьба – напишите о моем отце, фронтовике Вагане Сакиян, художнике-самоучке наив.
А еще Наталия сопроводила просьбу работой отца. На ней пожилой человек направляет ослика по долгой, извилистой дороге к мельнице.
Я посмотрела другие работы Вагана Сакияна и поняла, что их нужно показать именно в Светлую седмицу. Столько искренней веры, на которую способна только чистая душа, было в них. В ответ на мое письмо Наталия прислала биографическую справку. Но это оказалась не справка вовсе. Это была поэма, написанная любящей, талантливой дочерью о любимом, талантливом отце. Дочерью, которая хочет сохранить память о нем и его искусстве. (Ниже приведены три цитаты из биографической справки, написанной Наталией.)
Ваган Сакиян (1926-2002 гг.) родился недалеко от озера Севан в Армении. Затем добровольцем ушел на фронт. Прошел войну. Приехал в Москву. Полюбил, создал семью, работал водителем. У любящей пары Вагана и Риммы родились две дочки – Наталия и Надежда. Шли годы. И однажды Андрей Рогачев, художник и муж Надежды, подарил тестю, любившему искусство, кисточки и краски. Так в мир пришел наивный художник Ваган Сакиян. Кстати, та работа с осликом оказалась его первой картиной.
Первая работа – картинка из далекого детства: маленький ослик с тяжелой поклажей, погоняемый крестьянином, поднимается на крутую гору к мельнице. Сакиян работал над ней долго и упорно. Делал карандашные наброски, пробовал цвет и свет, подбирал колер.
В живописи Вагана Сакияна превалируют три темы – народной жизни, веры, анималистики. Вот с высоты птичьего полета мы видим русскую деревеньку: лошади везут сено, женщина набирает воду, мужчины несут мешки. Вот белый медведь плывет на льдине, зубры пасутся в пуще. А тема, связанная с верой, пришла благодаря… творческому кризису.
Художнику казалось, что он исписался. В один из таких дней дочь упросила отца пойти с ней в церковь. После окончания службы Ваган стал внимательно рассматривать иконы. Дома дочь дала ему иллюстрированную Библию на русском языке. Долго он не выходил из своей маленькой комнатки-мастерской, потом вышел и попросил: «Расскажи про бегство Святого Семейства в Египет». Дни и ночи художник работал, а потом пригласил в свою маленькую мастерскую. На небольшой картине – Святое Семейство. Богоматерь с Младенцем на ослике, за узду его тянет Иосиф, вокруг жаркая пустыня, обрамленная пологими склонами, и жаркое солнце над головами. Одежды героев ниспадают так же, как изображено на иконах, и цветовая гамма выдержана в тонах иконописи. Он назвал эту работу «Бегство в Египет».
Следом родился «Праздник Богородицы» – большая картина на холсте. Многофигурная композиция: группа крестьян в русской деревне встречает священнослужителей для празднования Успения Богоматери. И, как всегда, предельная наблюдательность: накрытый стол, тщательно выписанная одежда людей, избы с ветлами и изгородями, деревянная церквушка на горе. Всё наполнено светом и цветом, одухотворено приподнятым настроением.
Я всматриваюсь в работы Вагана Сакияна и вижу удивительного художника, который хотя и обращается к трем разным темам, но пишет только об одном – об Эдеме. На его полотнах царит мир и покой. Жизнь в ее простоте. Настоящая, искренняя жизнь.
А вот статья Наивная живопись: добрая сказка Натальи Леонтьевой.
Подписывайтесь на мой канал, пишите комментарии! И заглядывайте сюда почаще. Здесь живет радость.