Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Быть самим собой

Истина, которую Господь провозгласил в Евангелии «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21) часто забывается. Она скрывается за другими очень правильными словами про греховность человека, про то, что «се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50:7), про важность покаяния. О покаянии начинал Иоанн Креститель свою проповедь, и Господь Иисус Христос свою проповедь начинал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17).

Покаяние — метанойя — перемена ума. Имеется в виду, что покаяние —это суть нашей церковной, религиозной жизни. Святые отцы об этом очень много писали. Но в нашем бытовом современном понимании покаяние — это то, что человек осознает свою греховность, свою неправильность, поврежденность и из этого состояния пытается что-то с собой сделать, к чему-то стремиться.

Если внимательно посмотреть на эту ситуацию, то что значит осознать свою «неправильность»? Это значит, что где-то внутри, может быть, слабо осознаваемое, есть представление о том, а что есть «правильность». В какой-то момент обнаруживается несоответствие: я понимаю, как оно должно быть, а я не такой. И в этот момент рождается какая-то энергия, которая может сподвигнуть меня к тому, что правильно, что желательно. И вот чем больше эта разница, тем больше энергия, на которой я могу двигаться по пути аскетической жизни (молиться, поститься, воздерживаться от греховных дел).

Господь говорил: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Проблема в том, что если разница будет слишком большая, то человек может оказаться в состоянии уныния, отчаяния: «Что я могу? Разве я это осилю?». Тем более если это уже не начало церковной жизни, а какой-нибудь этап, когда уже за плечами 10-20-30 лет усилий, а воз и ныне там.

Проблема в том, что представление о том, как надо, каким я должен быть, очень туманное, совершенно непонятное: есть некое совершенство, которое не вполне понятно. Если спросить: а как это выглядит? Ну, вот иконы, вот Господь Иисус Христос, вот Евангелие… Но это очень туманно, непонятно. Мы имеем много Житий святых, и видим, что там всяко бывало. Кто-то уходил в пустыню, как Мария Египетская, а кто-то Ария по щекам ударял. То есть это всё очень неопределенно.

С другой стороны, если я ощущаю свою греховность, неправильность, то я могу от этого отталкиваться. И вот здесь очень часто происходит расщепление, когда я какую-то нехорошую часть себя отщепляю и либо подавляю ее, либо размещаю в окружающих. И тогда я начинаю на вас смотреть и думать: «Что-то вы какие-то все странные, не такие». Это про то, что «всяк иного мнит уродом, несмотря, что сам урод».

Вы встречали, наверное, в жизни такие проявления, когда человек видит в других то, что в себе в упор не замечает, но в нем оно есть. Это проекция, когда человек видит в окружающих то, что ему в себе не нравится. Чем больше я внутри себя отталкиваюсь от негатива, размещая его в окружающих, тем сильнее внутри меня происходит война с моим внутренним «злом», неправильностью, и эта война у меня будет с вами, потому что я на вас это проецирую, на всех окружающих.

Мне кажется, что церковная духовная жизнь сейчас устроена плюс-минус как я говорю. Может быть, где-то по-другому, но тренд такой.

Получается, что я вижу в тумане, как правильно, я ощущаю свою неправильность. Ощущение своей неправильности я воспринимаю как чувство покаяния. И на этой энергии я начинаю к чему-то стремиться. Это у меня, конечно, не получается, потому что я вступаю во внутреннюю войну с самим собой. Естественно, я сам себя никогда не смогу победить, потому что если я победил, то значит, я СЕБЯ победил, и значит, я проигравший. Война с самим собой всегда проигрышная.

Конечно, я в какой-то момент выдыхаю, останавливаюсь, откатываюсь назад. Отдохнул, отдышался, потом снова подзаряжаюсь энергией, опять стараюсь, делаю усилия над собой, двигаюсь по пути духовной жизни, устаю, потому что у меня внутренняя война с собой, и опять откатываюсь. Сизифов труд. А почему?

Был такой психолог-гештальтист Арнольд Бейсер. Он до 25 лет был активным молодым человеком, играл в теннис, был местным чемпионом, а потом он заболел и в одночасье оказался прикованным к инвалидному креслу. И ему нужно было принять тот факт, что вот только что ты был молодым, активным, жизнь била ключом, и вдруг оказался в инвалидном кресле. Это был очень травматический опыт, но он как-то с этим сумел справиться, выучился на врача-психиатра, потом пошел учиться на гештальт-терапевта. И вот он сформулировал в 1970 году парадоксальную теорию изменений, которая является теперь основополагающей в гештальт-терапии. Она короткая, и звучит так:

  • изменения происходят тогда, когда человек становится тем, кем он является, а не тогда, когда он пытается быть тем, кем он не является.

Что значит стать тем, кем ты являешься? Это про принятие себя. Вопрос в том, а кем ты являешься? Кто ты? А вот вторая часть:

  • изменения не происходят тогда, когда человек пытается быть тем, кем он не является.

То, что я выше описывал, это как раз попытка стать тем, кем я не являюсь. Вот я какой-то неправильный, но я сейчас буду стараться, стремиться и добьюсь. То есть я прилагаю усилия к тому, чтобы стать тем, кем я не являюсь. Но изменения так не произойдут. И те, кто имеет багаж религиозной жизни, мне кажется, это подтвердят. Причем, вы ж не просто себя понуждали, вы еще просили божественной помощи, благодати через молитву, которая, казалось бы, должна подвигать и давать силы. Но как-то не двигается.

А потому что забывается истина: Царство Божие внутри вас уже есть.