Русские живописцы не понимали французский импрессионизм также хорошо, как смог это сделать Константин Кузнецов. Даже среди французских художников мало кто настолько же твердо придерживался его традиций, особенно, когда началось повальное увлечение модернизмом.
Его работы сравнивали с полотнами классиков – Матисса и Ренуара на выставках в Париже, а российские зрители находили сходство с картинами таких мастеров как Борисов-Мусатов или Василий Кандинский. На родине же его ставили в один ряд с Клодом Моне. При этом его всё же вернее было бы сравнивать с Матиссом.
Художник родился в семье состоятельных купцов из окрестностей Нижнего Новгорода. В 1900 он уехал в Париж обучаться живописи, учителем Константина Кузнецова стал знаменитый Фернар Кормон. Жил он в особняке на бульваре Монпарнас, где и обустроил свою мастерскую.
Материальное положение семьи будущего художника позволяло ему жить в достатке. Вскоре он заявил о себе, заслужив места в лучших галереях, став восходящей звездой импрессионизма. Сам же Константин стал своеобразным Достоевский, только из мира живописи, хотя это не совсем корректно. Дело в том, что литературные произведения Федора Михайловича отличались мрачностью. Тогда как работы Кузнецова, особенно ранние, несли только позитив и жизнерадостность.
Посмотрите больше картин, полистав галерею.
Окрестности Сены ложились на холст крупными мазками, превращаясь в картины, наполненные яркими красками и солнечным светом. Художник выбрал свободный курс, что позволяло экспериментировать. Геометрия цвета выдает собственный язык. Что создает свой определенный ритм, который позволял его произведениям доносить до зрителя идеи мастера.
Все это, вместе с отличными академическими навыками, позволяющими художнику визуализировать задуманное, покоряло даже парижанина, побывавшего в десятках галерей и очень искушенного как зрителя. Он погружался в эти красочные, наполненные радостью и оптимизмом, миры.
Французские критики одаривали Кузнецова восторженными рецензиями. Называли талантливым последователем Моне и Сислея. Ему обещали блестящее будущее и были абсолютно правы. Хотя уже тогда, в настоящем, он получил заслуженную славу.
В 1906 году Константин, уже заслуженный художник, открывает для себя Бретонь, ставшую для него неиссякаемым источником вдохновения на долгие месяцы, а то и годы. Именно там безусловный талант живописца раскрывается вовсю.
На холст переносятся улочки, небо, лица, берега, и все это наполнено новизной. Он много работает, отшлифовывая, формируя свой стиль, не боясь применять самые разные технические приемы, самостоятельно создавая себе источник вдохновения, способный высоко поднять на своих крыльях.
Метафора, связанная с крыльями, выбрана не случайно, живописец любил ракурсы, переданные с большой высоты, то, что сейчас могли бы назвать видом с высоты птичьего полета. Он исследовал места, позволяющие увидеть мир с такой перспективы: холмы, скалы, башни. Константин испытывал восторг от чувства бесконечности земли, созерцая виды, которые перед ним открывались, и старался передать это чувство зрителю. Линия горизонта – такая ощутимая, но недостижимая, напоминала о единении человека и космоса.
Полистайте галерею, чтобы увидеть и другие работы художника.
В творческих успехах Константина Кузнецова большую роль сыграло вполне обычное природное явление: движение воздуха из-за повышенной влажности, что типично для северного побережья. Художнику удалось гармонично вписать этот эффект в свои утонченные пейзажи.
Он мог часами наблюдать за неосязаемыми изменениями, чтобы уловить метафизику привычных природных явлений, и вписать их в свои полотна на, казалось бы, статичных пейзажах. Он передавал гармонию нетронутых человеком краев и обустроенных городов. Как заслуженный мастер Анри Матисс, Константин мастерски совмещал творения человека и природы, делая их одним целым.
Его более поздние работы еще больше вызывали ассоциации с бесконечностью, что уже выделяло его и среди наставников, и среди коллег, и среди единомышленников. Именно поэтому, хоть Константина Кузнецова и прозвали русским Моне, эта аналогия не совсем верна. Русскость его работ состояла в замещении визуального духовным. Моне просто по своему интерпретировал увиденное, Кузнецов же изображал реальность так, как диктовали его эмоции.
Другие картины можно посмотреть в галерее.
Хочешь картины художника в свой интерьер? Жми!
Его стиль был максимально приближен к экспрессионизму, однако он остался верен технике импрессионистов. Он продолжил начинания и стремления лучших мастеров – превратить измеримый миг действительности в бесконечный и необъятный миг эмоции. Это и есть основная заслуга всего творческого пути Константина Кузнецова.
Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!