Найти тему
Реплика от скептика

Моруа А. Превратности любви. Отзыв на роман о том, что ради сохранения семьи можно и поступиться принципами...

Фотография автора
Фотография автора

Там, где женщина - всегда есть психологическая интрига! :))) С этой фразы хотелось бы и начать обсуждение романа Андре Моруа «Превратности любви». Хотя в романе главное действующее лицо – мужчина, Филипп Марсена, но без двух женщин, его жён, не было бы психологической интриги романа.

Повествование в первой части романа идёт от лица героя – Филиппа Марсена, и написано в форме письма к невесте Изабелле. А вторую часть романа рассказывает уже Изабелла, ставшая к тому времени второй женой Филиппа. Это двухголосие очень органично дополняет друг друга, поскольку мы можем взглянуть на характеры и поступки героев не только с их слов, но и глядя на них со стороны.

Филипп рассказывает Изабелле историю своей любви и женитьбы на Одиль. В одном советском фильме героиня говорит, что из двух любящих один любит, а другой позволяет себя любить. Так вот, в паре Филипп-Одиль позволяла себя любить Одиль. А Филипп любил её самозабвенно – стараясь во всём угодить, ревнуя и страдая. Причём, сначала ревность его была беспочвенна, но потом действительно появился весьма веский повод. В итоге семья распалась. Одиль ушла к новому возлюбленному.

Второй брак Филиппа был полной противоположностью первого. Теперь позволял себя любить он, а растворилась в нём Изабелла. Все нравственные страдания, выпавшие на долю Филиппа в первом браке, зеркально отразились на Изабелле. Но разница в том, что Изабелле хватило выдержки сохранить семью.

Роман наполнен тончайшими психологическими нюансами, и не раз, читая, я ловила себя на мысли, что и я в своей жизни наступала (да и сейчас порой наступаю) на те же грабли, что и герои Моруа. Без малого век назад написан роман (в 1928 году), а в отношениях людей ничего не изменилось. Молодые люди по-прежнему с трудом понимают, что брак – это труд; никто не хочет идти на уступки и отказаться хотя бы от части своих привычек, чтобы сохранить расположение своей половинки.

Обе части романа заканчиваются практически одинаково - трагически. Почему Моруа именно так решил завершить роман? Может, просто не знал, что делать с героями дальше?

Могли бы герои романа обрести счастье? Кто знает? Может, для них всех троих счастье и состояло в душевных метаниях? Как там говорила другая героиня другого советского фильма? «Страданиями душа совершенствуется».

Ну и осталось, наверное, только сказать, что основную фабулу романа и многие мелкие детали Моруа взял из своей собственной жизни. Его первая жена Жанина, которую он очень любил, умерла молодой от заражения крови. Вторая его жена – Симона – стала его верной соратницей, и роман посвящён ей.

Несколько цитат.

«Ум женщины состоит из напластований, оставленных мужчинами, которые любили её; точно так же во вкусах мужчины сохраняются наслоенные смутные образы женщин, встреченных им в жизни, и нередко жестокие страдания, причинённые нам одной из них, вызывают любовь к нам другой женщины и становятся причиной её несчастий».

«Наивная, почти глупенькая фраза, сказанная женщиной, иной раз внушает мужчине непреодолимое желание поцеловать эти детские уста, в то время как мужчина нередко нравится женщине именно тогда, когда он наиболее сух и беспощадно логичен».

«Подозрения, заложенные в наше сознание, взрываются не одновременно, а одно за другим, как цепь подземных мин, и уничтожают любовь лишь путём последовательных взрывов».

Этот материал ранее был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/manuscripts/3D893F8D5D8DC0B8.html

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!