Одним из самых известных мысленных экспериментов, начало который берёт в 1967 году, является так называемая «проблема вагонетки». Проводился он английским философом Филиппой Фут (это женщина, если что) в рамках философской отрасли знания под названием «этика». Проблема вагонетки получила настолько широкое распространение, что появилось даже шуточное название «вагонеткология» (по аналогии с наукой).
Классическая проблема вагонетки была сформулирована следующим образом: предположим, что по рельсам несется вагонетка, на одном ответвлении дороги к рельсам привязано пять человек, на другом – только один. Каким образом вы бы переключили стрелку? Абсолютно большинство людей считает оправданным пожертвовать одним человеком ради спасения пятерых.
Однако, если вагонетка также несется по рельсам, к которым привязано пять человек, а рядом с участником эксперимента стоит толстый человек, столкнув которого на пути, можно остановить движение поезда, жертвовать одним человеком ради других спешат не с таким энтузиазмом.
Оказалось, что в принципе люди легче принимают решения, когда потенциальные жертвы обезличены. Стоит же немного изменить условия, и решения принимаются не так просто. Например, в случае с толстым человеком предполагается, что участники эксперимента сложнее принимают решения из-за личной вовлеченности и причастности к чьей-то смерти, хоть и делают это ради спасения большего количества людей.
Выяснилось также, что в первом (обезличенном) случае у людей задействуются зоны мозга, отвечающие за высшие когнитивные функции, то есть, они практически не вовлекаются эмоционально в эту ситуацию, а действуют исходя из общего блага. В случае же с толстяком активизируются зоны, отвечающие за разрешение конфликта, а человек оценивает возможные последствия лично для себя.
Кстати, в 2014 году проводился еще один подобный эксперимент, одна группа людей решала классическую задачу с вагонеткой, где результат был 100% (то есть, либо один человек умрет, либо пять), а вот в другой группе результат был неопределенный – возможно, одна жертва будет оправдана, а возможно, нет. Во втором случае испытуемые также не могли быстро принять решение, а многие вообще отказывались действовать.
Таким образом, можно сделать вывод, что далеко не всегда человек пожертвует меньшим количеством человек ради большинства – играет роль большое количество факторов и условий.
Для чего вообще все эти изыскания, спросите вы? Во-первых, изначально эти исследования проводились с целью изучения вариативности нравственного выбора человека, в дальнейшем – изучалась работа мозга. Во-вторых, в современном мире этот эксперимент имеет колоссальное значение для программирования искусственного интеллекта, в частности, для беспилотных автомобилей. Как будет делать выбор компьютер в схожих ситуациях на дороге? Как он будет решать, кем пожертвовать, а кого спасать в первую очередь? Ответы на эти и многие другие вопросы лежат в результатах многочисленных исследований вагонеткологии.
Слышали когда-нибудь про проблему вагонетки? Хотели бы поучаствовать в таком эксперименте?
+7 913 380-83-42
Skype: as3808342
Научитесь управлять своими эмоциями!💪
Автор: Андрей Савенко
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru