Найти тему
Секреты Старого Китая

Размышления о взаимовлиянии китайского и японского оружейного дела, или кто, у кого и что копировал?

Холодное оружие, о котором я хочу поговорить с вами сегодня, наиболее широко использовалось в армии во времена империи Сун (960-1279) и называлось «Острие брови», ибо было алебардой с изогнутым лезвием, напоминающим бровь.

Мэйцзяньдао является одним из наиболее интересных образцов длиннодревкового оружия из военной энциклопедии «Собрание наиболее важных военных методов» - «Уцзин цзунъяо» (武经总要 wǔ jīng zǒng yào), изданной в 1044 году.
Мэйцзяньдао является одним из наиболее интересных образцов длиннодревкового оружия из военной энциклопедии «Собрание наиболее важных военных методов» - «Уцзин цзунъяо» (武经总要 wǔ jīng zǒng yào), изданной в 1044 году.

Напомню, что это оружие входит в так называемые «Восемь типов (цветов) мечей-дао» династии Сун, где семь из них были длиннодревковыми видами, мы об этом уже говорили в предыдущей части.

Это оружие времен империи Юань (1271-1368), сравните произошедшие изменения с этим оружием со времен Сун (960-1279), что на картинке выше.
Это оружие времен империи Юань (1271-1368), сравните произошедшие изменения с этим оружием со времен Сун (960-1279), что на картинке выше.

Как мы видим по найденным археологами образцам, мэйцзяньдао - это клинок с длинной рукоятью, и его форма похожа на японскую нагинату (薙刀 tìdāo). Поэтому в Китае до сих пор много спорят о происхождении этого оружия.

Большинство китайцев, естественно, считают, что это местное оружие, однако есть и те, кто вполне обосновано считают - мэйцзяньдао скопирован с японской системы нагинаты.

Попробуем немного разобраться в этом непростом вопросе. Но сперва надо отскочить немного в сторону, на соседний континент.

У китайских товарищей очень популярен тезис о заимствование "всего и вся" своими соседями, начиная с письменности и чайной церемонией. Особенно это заимствование было естественным культурным обменом в пиковые точки развития китайского государства, когда оно вполне естественно политически, экономически и культурно доминировало над соседями. На эту тему есть много толковых западных исследований, кому интересно - Гугл в помощь. Сейчас нас больше интересует вопрос о копировании перспективных и современных эпохе военных технологий той поры, а оружие не живет вне тактики его использования.

Рассматривая взаимообмены знаниями-технологиями между Поднебесной и Страной восходящего солнца, различий больше, чем общностей. Тут и кардинальное различие ТВД и противодействующих сторон, масштабы армий и специфика их комплектования и подготовки, даже наличие в Японии родовой воинской аристократии и отсутствие таковой в Китае - тоже важный аспект.

Эволюция японских мечей: № 1 - прямой меч-дао в стиле империй Хань (206 до н. э. - 220) и Тан (618-907), т.н "Золотого века" китайской цивилизации, когда и происходило, как считают китайские коллеги, максимальное влияние на островных соседей. №2 - традиционная и более привычная нам катана.
Эволюция японских мечей: № 1 - прямой меч-дао в стиле империй Хань (206 до н. э. - 220) и Тан (618-907), т.н "Золотого века" китайской цивилизации, когда и происходило, как считают китайские коллеги, максимальное влияние на островных соседей. №2 - традиционная и более привычная нам катана.

Если с генезисом дао в Китае и Японии более-менее понятно, в том числе по удачно сохранившимся в Японии китайским образцам ранних эпох, то с длиннодревковым оружием - не всё так просто.

Есть интересная гипотеза, и об этом постараемся сегодня поговорить. Ибо она несколько про оружие - сколько про коммуникации.

Японские воины с нагинатой.
Японские воины с нагинатой.

Когда мы рассматриваем класс китайского длиннодревкового дао, который уже привычно именуем алебардой, то можно выявить несколько отличительных характеристик. И они будут отличны от своего японского собрата, ну или сестры - если вам так привычно! :)

В одной из предшествующих статей был рассказ про восемь дао, различающихся по внешним признакам (刀八色 dāo bā sè) из военной энциклопедии «Собрание наиболее важных военных методов» - «Уцзин цзунъяо» (武经总要 wǔ jīng zǒng yào) 1044 года, т.е. еще времен империи Сун. Кто позабыл - рекомендую освежить в памяти!
В одной из предшествующих статей был рассказ про восемь дао, различающихся по внешним признакам (刀八色 dāo bā sè) из военной энциклопедии «Собрание наиболее важных военных методов» - «Уцзин цзунъяо» (武经总要 wǔ jīng zǒng yào) 1044 года, т.е. еще времен империи Сун. Кто позабыл - рекомендую освежить в памяти!
Различные типы клинков для нагинаты, где хорошо видно использование различных типов, включая и обоюдоострые. Дошедшие до нас храмовые образцы отражают тенденцию клинков становиться длиннее и тоньше с течением времени.
Различные типы клинков для нагинаты, где хорошо видно использование различных типов, включая и обоюдоострые. Дошедшие до нас храмовые образцы отражают тенденцию клинков становиться длиннее и тоньше с течением времени.

«Уцзин цзунъяо» впервые собирает и унифицирует на многие последующие века три характерных признака для китайских алебард, сохранившийся на века:

  • короткое, но широкое и тяжелое лезвие;
  • наличие сильно выступающего элемента на "спинке" клинка;
  • специальное заостренное навершие (鐏 zùn) на торцевой части древка, активно используемое для атакующих действий в китайской технике использования данного класса оружия. Неумирающая классика: защитное отводящее движение клинковой частью, переходящее в удар торцевым острием и завершающееся размашистым рубящим движением... Этот принцип встречался мной везде, где ещё сохраняют практику парной работы с китайскими алебардами, а не акцент на бесконечное повторение формальных комплексов таолу.
Экзаменационная алебарда вполне соответствует нормам из «Уцзин цзунъяо», хотя для боя - не предназначалась.
Экзаменационная алебарда вполне соответствует нормам из «Уцзин цзунъяо», хотя для боя - не предназначалась.

Если сравнить японское и китайское оружие, например яньюэдао vs нагината, то сразу заметны различия как по двум, так сразу и по всем трем признакам.

Реконструкция японского боевого монаха, XII век. Обратите внимание на торцевое навершие древка.
Реконструкция японского боевого монаха, XII век. Обратите внимание на торцевое навершие древка.

Есть ещё один признак - это сечение древка. Традиционно оно у китайцев на древковой оружейке было круглое, а вот японцы и использовали "овальное сечение", позволявшее удобнее и точнее оперировать лезвием, понимая его расположение относительно древка. И это очень важный вопрос, понятный любому, кому приходилось спарринговать с этим оружием. Еще японцы покрывали свои древка специальным лаком, а китайцы предпочитали пропитку тунговым маслом, хотя и лак тоже встречается, уже рассказывали про это в статье о копьях.

Однако сохранившиеся китайские образцы - это по большей части гуаньдао. Это оружие использовалось больше для показательных и церемониальных целей, хотя по историческим документам империи Сун на полях боя его вытесняло мэйцзяньдао, от которого дошли лишь редкие клинки без древковой части. Хотя есть интересные гипотезы, но об этом позже.

Мэйцзяньдао из коллекции автора. На фото не очень видно, но древко - это восьмигранник в сечении.
Мэйцзяньдао из коллекции автора. На фото не очень видно, но древко - это восьмигранник в сечении.

По моему скромному мнению, сравнительный диспут мэйцзяньдао vs нагината будет не совсем корректным и совсем уж неполным, если не привлечь еще один образец, который как раз может быть промежуточным в линейке между дао и вышеупомянутыми длиннодревковыми образцами. Речь, конечно же про оружие, которое по "удивительному совпадению" присутствует как на континенте, так и на островах. Оно меньше известно, однако в Китае это оружие в ушуистской среде живо и по сей день. В отличие от довольно редкого мэйцзяньдао.

Речь про японский нагамаки и китайский шуаншоудай. Что характерно, при обращении с нагамаки и шуаншоудай выполняется меньше скользящих движений по рукояти, чем с длиннодревковым оружием типа мэйцзяньдао, где используется вся длина древка.

Нагамаки по сути длинный меч с лезвием длиной от 60 см и более с рукоятью примерно равной длине лезвия (один из сохранившихся образцов в синтоистском храме Хигаси Канесуна длиной 140 см, длина лезвия 69,5 см). Название дословно означает "длинный свиток" (長巻 chángjuàn), это связано с традицией обертывания рукояти оружия. Рукоять нагамаки была обмотана кожаными или шелковыми шнурами крест-накрест, что очень похоже на рукоятку катаны. В отличие от нагинаты и китайских родственников, руки при использовании нагамаки обычно не меняются. Правая рука распологается ближе  к лезвию.
Нагамаки по сути длинный меч с лезвием длиной от 60 см и более с рукоятью примерно равной длине лезвия (один из сохранившихся образцов в синтоистском храме Хигаси Канесуна длиной 140 см, длина лезвия 69,5 см). Название дословно означает "длинный свиток" (長巻 chángjuàn), это связано с традицией обертывания рукояти оружия. Рукоять нагамаки была обмотана кожаными или шелковыми шнурами крест-накрест, что очень похоже на рукоятку катаны. В отличие от нагинаты и китайских родственников, руки при использовании нагамаки обычно не меняются. Правая рука распологается ближе к лезвию.

Китайские исследователи считают, что эти два вышеупомянутых клинка - есть по сути дальнейшее развитие танского меча модао (陌刀 mò dāo). Модао упомянут в разделе для чиновника, ведающего арсеналом, канона «Шесть сводов законов империи Тан». Модао - один из четырех разновидности дао той эпохи. И это было - оружие ближнего боя. Основным оружием были копья да луки с арбалетами.

Современные реплики модао (陌刀 mòdāo) эпохи Тан и чжаньмадао (斩马刀 zhǎnmǎdāo эпохи Сун, оба были длиной под 1,4 метра. В основном они использовались для борьбы пехоты против конницы, защищая стрелков с флангов. На мэйцзяньдао как-то не очень похоже...
Современные реплики модао (陌刀 mòdāo) эпохи Тан и чжаньмадао (斩马刀 zhǎnmǎdāo эпохи Сун, оба были длиной под 1,4 метра. В основном они использовались для борьбы пехоты против конницы, защищая стрелков с флангов. На мэйцзяньдао как-то не очень похоже...

Японская нагината впервые появилась в период Нара (710-794), который совпадает с эпохой империи Тан (618-907) в Китае. В этот период Япония отправляла специальных "послов", чтобы изучить многие передовые технологии той эпохи в Китае, а технология ковки оружия была очень важной частью развития военного дела. Могло быть так, что модао, попав на острова, развилось сперва в нагамаки, потом - в нагинату, а затем нагината могла в годы Сун "вернуться" в Поднебесную и стать мэйцзяньдао? А могло и не быть так...

Интересно, что в годы империи Мин уже китайцы будут восхищаться качеством японских мечей, воспевать их в стихах и завозить их в страну. Но сперва - да, было иначе.

Автор на тренировке по шуаншоудай. Смотрим на оплетку, ничего не напоминает? :) С другой стороны, это оружие - фактически шоудао (shǒu dāo) из энциклопедии «Уцзин цзунъяо» но уже с длинной, метровой рукоятью и кольцевым  навершием, как у модао. Это промежуточное оружие между поясным дао и длиннодревковым было достаточно популярно из-за его простоты изготовления, даже в «Речных заводях» главе 61  упоминается как Лу Цзюньи, собираясь на бой с героями Ляншаньбо, изготавливает подобную штуку из подручных материалов: обычного меча и шеста. Этот вид оружия очень легко изготовить, а стоимость материалов также очень низка, поэтому шуаншоудай был популярен среди простых людей и Мира Цзянху и не особо ценился китайскими военными стратегами. Из-за популярности в народно-бандитской среде, изготовление и хранение такого оружия в итоге запретили, легитимным оставили только "поясной меч", о чём нам пишет в своей хронике знаменитый ученый и географ Сюй Сун (1781-1848).
Автор на тренировке по шуаншоудай. Смотрим на оплетку, ничего не напоминает? :) С другой стороны, это оружие - фактически шоудао (shǒu dāo) из энциклопедии «Уцзин цзунъяо» но уже с длинной, метровой рукоятью и кольцевым навершием, как у модао. Это промежуточное оружие между поясным дао и длиннодревковым было достаточно популярно из-за его простоты изготовления, даже в «Речных заводях» главе 61 упоминается как Лу Цзюньи, собираясь на бой с героями Ляншаньбо, изготавливает подобную штуку из подручных материалов: обычного меча и шеста. Этот вид оружия очень легко изготовить, а стоимость материалов также очень низка, поэтому шуаншоудай был популярен среди простых людей и Мира Цзянху и не особо ценился китайскими военными стратегами. Из-за популярности в народно-бандитской среде, изготовление и хранение такого оружия в итоге запретили, легитимным оставили только "поясной меч", о чём нам пишет в своей хронике знаменитый ученый и географ Сюй Сун (1781-1848).

Но сократим же немного наше повествование, а то уж очень длинно получится! :)

Путь развития такого оружия был простой и вполне логичный: рукоять естественным образом стала длиннее в результате простого поиска оружия, способного с высокой разрушительной силой воздействовать на ворога, сохраняя бойца в относительной безопасности. В относительных рамках, конечно. :)

В Японии долгое время основным боевым методом самураев была конная атака - стрельба из лука, но из-за изменений в методах боя, нагината стала оружием, широко используемым самураями и пехотинцами. Сперва их давали обычным солдатам, которые плохо умели обращаться с копьями, и "тем из них, кто мал или слаб, и кому трудно размахивать одати в полной мере". Нагамаки и его родственные аналоги были куда более мощные, чем обычные мечи, управлять ими было проще, чем длинным копьем, и при этом такие мечи могли использоваться для широкого диапазона рубящих и колющих ударов. Сохранилась даже поговорка:

Если вы не можете использовать копье, используйте нагамаки.

Существует также теория, согласно которой использование подобного длинного и заметного оружия как нагамаки или нагината пропагандировалось как как символ доблести...

Нагинаты из Зала сокровищ Храма Тосёгу. Сейчас нагината китайцами записывается как "бритва" ( 薙刀 tìdāo), что вполне наглядно. Однако в годы империи Мин она проходила под другим названием, отражающим этническое происхождение этого оружия.
Нагинаты из Зала сокровищ Храма Тосёгу. Сейчас нагината китайцами записывается как "бритва" ( 薙刀 tìdāo), что вполне наглядно. Однако в годы империи Мин она проходила под другим названием, отражающим этническое происхождение этого оружия.

Но вот в Китае - не сложилось. Развитие пошло другим путем, и этот класс оружия не стал столь популярным в армии и народе. Увы, сейчас мало, кто даже просто слышал про мэйцзяньдао, в отличие от гуаньдао.

Чэн Цзыи в  своей работе «Основы военной подготовки» времен поздней империи Мин упоминает лишь два вида длиннодревкового - дадао и чжанмадао. И это оружие не особо похоже на нагинату.
Чэн Цзыи в своей работе «Основы военной подготовки» времен поздней империи Мин упоминает лишь два вида длиннодревкового - дадао и чжанмадао. И это оружие не особо похоже на нагинату.

Кстати, народно-бандитский шуаншоудай - отлично сохранился несмотря на все запреты и стал широко известен в годы империи Цин под другим именем. Но это уже совсем другая история!

Яньюэдао (偃月刀 Yǎnyuèdāo) хоть и похож, но клинок широкий и более тяжелый... Соответственно, техника с ним - другая, чем у мэйцзяньдао.
Яньюэдао (偃月刀 Yǎnyuèdāo) хоть и похож, но клинок широкий и более тяжелый... Соответственно, техника с ним - другая, чем у мэйцзяньдао.

Вместо эпилога.

Увы, у нас слишком мало информации, чтобы проследить происхождение такого интересного оружия, как мэйцзяньдао и его взаимосвязь с нагината. С одной стороны у нас есть вполне кажущейся логичными путями развития одинаковые этапы от поясного меча до динннодревкового оружия, что в Китае (шоудао->шуаншоудай->мэйцзяньдао), что в Японии (катана->нагамаки->нагината), но и отличий - тоже хватает, особенно в деталях.

А вы как считаете? Независимо они развивались или воровали спокойно заимствовали интересные и подходящие эпохе решения друг у друга?

На сегодня - всё, но продолжение уже скоро!

Всем хороших тренировок!

Подписывайтесь на наш канал, делайте перепосты и ставьте лайки, а мы будем радовать вас интересными материалам.

Дм. Моисеев, СПб - 2023