Найти тему
Russian Travel Guide

Кругобайкалка. Золотая пряжка на стальном поясе России

На побережье Байкала есть множество красивых мест. Одно из них – Кругобайкальская железная дорога. Памятник инженерного искусства прошлого века, который многие называют просто Кругобайкалка.

Она протянулась по юго-западному берегу озера. Когда-то это был участок Великой Сибирской магистрали, соединяющей Центральную Россию и Дальний Восток. После строительства ГЭС часть железнодорожной ветки, идущей в сторону Байкала, затопили, а поезда пустили по новому пути. И дорога стала тупиковой. Теперь это музей под открытым небом, открывающий множество удивительных фактов прошлого.

Железнодорожный вокзал вокзал в г. Слюдянка, целиком построенный из белого байкальского мрамора
Железнодорожный вокзал вокзал в г. Слюдянка, целиком построенный из белого байкальского мрамора

По объёму и сложности работ Кругобайкалка не имела себе равных. В начале ХХ века её называли золотой пряжкой на стальном поясе России. Пряжкой – потому что соединила разорванную Байкалом транссибирскую магистраль, а золотой, потому что стоила невероятных средств! Если в среднем на Восточно-Сибирской железной дороге один километр обходился государству примерно в 90 тысяч царских рублей, то на Кругобайкалке – почти в 400 тысяч!

-3

Путь строителям преграждали многочисленные утёсы и скалы, выступающие иногда прямо в Байкал. На каждый километр в среднем израсходовано по одному вагону взрывчатки. Объёмы земляных работ сравнимы со строительством Суэцкого канала! При этом, попадались ещё и участки с вечной мерзлотой! Но зато ни одна железная дорога в мире не обладает таким количеством рукотворных объектов. На протяжении 85 км здесь сохранились тоннели, водоотводы, мосты и подпорные стенки вековой давности. Выкладывать их доверили итальянцам – лучшим в мире каменотёсам. Сооружения, созданные потомками Древнего Рима, сохранились на Байкале до сих пор. Эта дорога не просто надёжная и крепкая. Она на редкость красива. Как настоящая золотая пряжка.

-4