Ашинов Николай Иванович
1889 год. 9-е марта, четверг, вечером.
Ашиновцы перевезены на берег и помещены в зданиях городской думы и при полицейском участке, а больные отправлены в городскую больницу. Ашинов с парохода «Псезуапе» перевезен 8-го марта в гостиницу Ветцеля, где раньше поместилась его жена и духовенство. Полной свободой пользуется только духовенство.
Коротенькая заметка из газеты "Санктпетербургские ведомости".
Господи, ну что еще за Ашинов, да и какое нам дело до него?! Ну и что, что какой-то Ашинов был в Севастополе?! Ах, если б вы знали, как попал сюда этот самый Ашинов и откуда его доставили на корабле «Псезуапе»! Эх, товарищи! Да этот Ашинов… Он такого наворотил, что не знаю, в какой роман это все запихнуть можно! Просто нереальный авантюрист, вписывавшийся в такие истории!!!
Может быть, никогда я не узнали бы о нем, если бы не заметка в «Санктпетербургских ведомостях» и не записки Валериана Александровича Панаева – строителя железных дорог и одновременно писателя. Это он опубликовал свой рассказ о неком Ашинове, с которым познакомился по инициативе последнего после собрания Общества покровительства промышленности и торговли. Следом за основными источниками информации подтянулись статьи-исследования современных журналистов, читая которые, не уставала восхищаться грандиозностью проектов и даже частичным их воплощением.
Начиналась авантюра Николая Ивановича Ашинов, к слову сказать, старовера, с того, что он задумал переселить вольных казаков на земли Новороссии. Сам-то он казаком не был, хотя на казачьем круге доверившиеся ему люди таки избрали его атаманом и даже ссужали его деньгами, пока он живал в столицах, пытаясь продвинуть свои проекты. Оббивая пороги в Москве и Санкт-Петербурге, Ашинов сумел обратить на себя внимание самых прогрессивных умов России того времени и даже удостоился разговора с великим князем Владимиром Александровичем, которому и изложил свой проект. Надо сказать, что проект так и не состоялся, несмотря на выделение земель в районе Сухума – государство не пожелало инвестировать, а приехавшие 200 человек казаков из Полтавы довольно быстро ретировались, поняв бессмысленность затеи с переселением – никакого обеспечения и помощи!
Если вы думаете, что Ашинов остановился на этом, то фигушки! Не получилось в России, получится в Абиссинии (Эфиопии), куда он решил отправиться с христианской миссией и опять же переселенцами. Банду собрал знатную, о которой со слезами на глазах вспоминали командиры кораблей, кстати, под значащими названиями - «Корнилов» и «Лазарев», осуществлявших доставку этой банды из Одессы в Александрию, а затем – в Порт-Саид: «…Эта экспедиция делает нам стыд и позор». Предварительные переговоры с местным султаном позволили Ашинову судить о том, что этот кусок африканского берега – в районе Таджура - никем не занят. На деле оказалось все не так: основанная станица Новая Москва оказалась на французских территориях, а предложенное новое место для поселения – крепость Сагалло, когда-то построенная египтянами, тоже оказалась под протекторатом французов.
Стрельба из пушек по крепости и длительные переговоры с Санкт-Петербургом по дипломатической части привели к тому, что новоявленные поселяне были выдворены с французских территорий и переданы российским властям. Именно оттуда 135 авантюристов во главе с Николаем Ивановичем Ашиновым на корабле и были доставлены сначала в Одессу, а оттуда часть команды авантюристов в марте 1889 года была переправлена в Севастополь, о чем и рассказывает короткая заметка в «Санктпетербургских Ведомостях».
Шхуна «Псезуапе»
При прочтении заметки о доставке ашиновцев в Севастополь, взглядом зацепилась за название шхуны и пыталась вспомнить, что где-то уже что-то читала про эту шхуну. Простейший путь восстановления памяти – обращение к Вики за помощью!! Прочитав статью, вспомнила, что, когда готовила экскурсию по Максимовой даче, встречала упоминание о детском приюте. Вот тут-то все и сложилось!
Шхуна «Псезуапе» после службы была приписана к порту Севастополь в 1908 году. И в этом же году ее переоборудовали для размещения там школы для осиротевших детей а потом и приюта - Детского приюта-корабля Цесаревича Алексея. Однако списанный корабль был восстановлен и во время Исхода в 1920 г. ушел с другими кораблями из Крыма. Был обнаружен на острове Милос и передан РОПиТу, но , поскольку был обречен и не представлял интереса, то там же на острове и был оставлен, а впоследствии продан на слом в 1923 г.
Начало