Этот альбом запечатлел захватывающую суть вечернего выступления уникальной джазовой группы в необычном клубе. Группа уникальна просто потому, что любой джазовый коллектив под руководством и при участии THELONIOUS MONK заслуживает такого прилагательного; клуб необычен потому, что, будучи обычным баром в глубине нью-йоркского Ист-Сайда, он резко контрастирует с официальной чопорностью или альтернативной псевдо-хипповостью большинства современных джазовых мест.
И, когда в будущем будут написаны истории джаза, сочетание Монка и Five Spot может войти в историю как одна из важных легенд и достопримечательностей. Ведь именно в этом клубе Телониус проводил большую часть своего рабочего времени в 1957 и 58 годах - годах, когда критики и джазовая публика, казалось, наконец-то полностью осознали огромное значение роли Монка в джазе, а также огромную жизненную силу и просто удовольствие от его сочинений и игры. В прошлом в джазе существовали различные виды важных ассоциаций между людьми и местами: Кинг Оливер и чикагский Линкольн Гарденс, где Луи Армстронг впервые присоединился к нему; Бенни Гудмен и театр "Парамаунт" в Нью-Йорке, где танцы в проходах впервые возвестили о приходе увлечения свингом. Для современного джаза в целом уже есть ключевые географические названия: Minton's Playhouse в Гарлеме, где Монк, Гиллеспи и другие впервые сформулировали понятие "боп"; и 52-я улица, где он впервые был представлен публике. Таким образом, ассоциация с Five Spot возникла относительно поздно в карьере Монка и в жизни современного джаза; но дело в том, что Телониус долгие годы работал в неоправданной полузаметности, частично основанной на подлинной сложности и трудности его музыки, а частично на том, как беглая пресса и слухи преувеличивали его гениальность". И, конечно, все это усугублялось относительной редкостью его публичных выступлений. Затем, летом 1957 года, когда успех некоторых недавних записей (в частности, "Brilliant Corners "*) начал несколько разрывать эту завесу, в Five Spot открылся квартет Монка.
Толпы приходили, часто до такой степени, что маленькому клубу приходилось отказывать им у дверей; и они приходили снова и снова. Нельзя отрицать, что опыт работы перед восторженными толпами и их немедленная реакция были ценны для Монка: любой артист стремится к общению, и здесь общение (музыканта, которого часто обвиняли в неспособности достучаться до любой, кроме самой ограниченной аудитории) быстро и постоянно доказывалось, ночь за ночью.
Side A:
Light Blue (5:15)
Coming On The Hudson (5:25)
Rhythm-A-Ning (9:25)
Epistrophy (Theme) (1:08)
Телониус работал в Five Spot до конца года, затем взял передышку, но вернулся поздней весной 58-го. Толпы и их энтузиазм были столь же велики, или даже больше. Однако состав группы изменился. В первоначальном квартете Колтрейн играл на теноре; Уилбур Уэйр - на басу; Шедоу Уилсон - на барабанах. Группа, которую мы слышим здесь, конечно, не та же самая, и она не звучит так же, да и не могла бы звучать. Сам Монк - постоянно меняющийся художник; кроме того, он удивительно чувствителен к характеру людей, с которыми работает. В значительной степени Телониус вписывает любую группу, которой руководит, в свою модель; но важно понимать, что модель, которую он строит для конкретной группы, постигает и использует специфические ценности людей, которые с ним работают. Помимо того, что оба они - современные тенора с выдающимися талантами, Джонни Гриффин и Джон Колтрейн - это не один и тот же человек, и Монк это прекрасно понимает. То, что конкретный слушатель любит одного или другого "больше", не имеет никакого значения; Дело в том, что эта группа - квартет Монка с Гриффином, и ее подход, стиль и даже репертуар (все в рамках общей схемы Монка) ясно показывают это. Это видно не только по двум композициям Монка, записанным здесь впервые (Coming on the Hudson и Light Blue), но и по новым формам таких старых произведений, как Evidence и Blue Monk.
Важно, слушая "старую" мелодию Монка, понимать, что он постоянно перестраивает и повторно использует этот материал. Это действительно вполне сравнимо с тем, как если бы другой музыкант сделал новую аранжировку старого стандарта, потому что ему по-прежнему нравится его основная мелодия и структура, но он хочет использовать ее как сосуд для новых идей. Разница лишь в том, что Монк, пользуясь тем, что Телониус сегодня не идентичен Телониусу десятилетней давности, часто использует в качестве такого сосуда свой собственный материал.
(На самом деле, такие альбомы, как "Monk's Music" и "Town Hall" LP Монка, оба с расширенными партитурами классических произведений Монка, были построены именно на этой концепции).
Это был первый раз, когда Телониус записывался "вживую", вне студии. Возможно, самое заметное различие заключается в том, что Монк на этой работе кажется более заинтересованным в себе как пианисте, как исполнителе, как (и это очень характерно для этого артиста) шоумене. Конечно, есть и реакция аудитории: аплодисменты, разговоры, приходы и уходы типичной публики Five Spot (состоящей в разном процентном соотношении из нео-богемы, живущей неподалеку, музыкантов, поклонников джаза, просто любопытных - и тех, кто умудряется сочетать в себе более одной из этих категорий).
Side B:
Blue Monk (8:32)
Evidence (8:50)
Epistrophy (Theme) (1:05)
Каждая сторона этого LP предлагает полный сет группы именно в том виде, в котором он был сыгран, завершаясь - как это происходит почти с каждым сетом группы - кратким исполнением Epistrophy в качестве заключительной темы.
(Здесь следует добавить историческую справку о клубе, в котором был записан этот альбом. В 1962 году оригинальный Five Spot был вынужден закрыться - здание, в котором он располагался, должны были снести. На следующий год, когда он вновь открылся в нескольких кварталах выше по улице с тем же названием и, в значительной степени, с той же атмосферой, новый Five Spot вскоре предложил длительный ангажемент - естественно, квартета Телониуса Монка).
Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!