Найти тему

Телониус в действии: Квартет Телониуса Монка (запись в Five Spot Cafe)

Оглавление
Thelonious Monk quartet
Thelonious Monk quartet

Этот альбом запечатлел захватывающую суть вечернего выступления уникальной джазовой группы в необычном клубе. Группа уникальна просто потому, что любой джазовый коллектив под руководством и при участии THELONIOUS MONK заслуживает такого прилагательного; клуб необычен потому, что, будучи обычным баром в глубине нью-йоркского Ист-Сайда, он резко контрастирует с официальной чопорностью или альтернативной псевдо-хипповостью большинства современных джазовых мест.

И, когда в будущем будут написаны истории джаза, сочетание Монка и Five Spot может войти в историю как одна из важных легенд и достопримечательностей. Ведь именно в этом клубе Телониус проводил большую часть своего рабочего времени в 1957 и 58 годах - годах, когда критики и джазовая публика, казалось, наконец-то полностью осознали огромное значение роли Монка в джазе, а также огромную жизненную силу и просто удовольствие от его сочинений и игры. В прошлом в джазе существовали различные виды важных ассоциаций между людьми и местами: Кинг Оливер и чикагский Линкольн Гарденс, где Луи Армстронг впервые присоединился к нему; Бенни Гудмен и театр "Парамаунт" в Нью-Йорке, где танцы в проходах впервые возвестили о приходе увлечения свингом. Для современного джаза в целом уже есть ключевые географические названия: Minton's Playhouse в Гарлеме, где Монк, Гиллеспи и другие впервые сформулировали понятие "боп"; и 52-я улица, где он впервые был представлен публике. Таким образом, ассоциация с Five Spot возникла относительно поздно в карьере Монка и в жизни современного джаза; но дело в том, что Телониус долгие годы работал в неоправданной полузаметности, частично основанной на подлинной сложности и трудности его музыки, а частично на том, как беглая пресса и слухи преувеличивали его гениальность". И, конечно, все это усугублялось относительной редкостью его публичных выступлений. Затем, летом 1957 года, когда успех некоторых недавних записей (в частности, "Brilliant Corners "*) начал несколько разрывать эту завесу, в Five Spot открылся квартет Монка.

Thelonious Monk quartet (side A)
Thelonious Monk quartet (side A)

Толпы приходили, часто до такой степени, что маленькому клубу приходилось отказывать им у дверей; и они приходили снова и снова. Нельзя отрицать, что опыт работы перед восторженными толпами и их немедленная реакция были ценны для Монка: любой артист стремится к общению, и здесь общение (музыканта, которого часто обвиняли в неспособности достучаться до любой, кроме самой ограниченной аудитории) быстро и постоянно доказывалось, ночь за ночью.

Side A:

Light Blue (5:15)

Coming On The Hudson (5:25)

Rhythm-A-Ning (9:25)

Epistrophy (Theme) (1:08)

Телониус работал в Five Spot до конца года, затем взял передышку, но вернулся поздней весной 58-го. Толпы и их энтузиазм были столь же велики, или даже больше. Однако состав группы изменился. В первоначальном квартете Колтрейн играл на теноре; Уилбур Уэйр - на басу; Шедоу Уилсон - на барабанах. Группа, которую мы слышим здесь, конечно, не та же самая, и она не звучит так же, да и не могла бы звучать. Сам Монк - постоянно меняющийся художник; кроме того, он удивительно чувствителен к характеру людей, с которыми работает. В значительной степени Телониус вписывает любую группу, которой руководит, в свою модель; но важно понимать, что модель, которую он строит для конкретной группы, постигает и использует специфические ценности людей, которые с ним работают. Помимо того, что оба они - современные тенора с выдающимися талантами, Джонни Гриффин и Джон Колтрейн - это не один и тот же человек, и Монк это прекрасно понимает. То, что конкретный слушатель любит одного или другого "больше", не имеет никакого значения; Дело в том, что эта группа - квартет Монка с Гриффином, и ее подход, стиль и даже репертуар (все в рамках общей схемы Монка) ясно показывают это. Это видно не только по двум композициям Монка, записанным здесь впервые (Coming on the Hudson и Light Blue), но и по новым формам таких старых произведений, как Evidence и Blue Monk.

Важно, слушая "старую" мелодию Монка, понимать, что он постоянно перестраивает и повторно использует этот материал. Это действительно вполне сравнимо с тем, как если бы другой музыкант сделал новую аранжировку старого стандарта, потому что ему по-прежнему нравится его основная мелодия и структура, но он хочет использовать ее как сосуд для новых идей. Разница лишь в том, что Монк, пользуясь тем, что Телониус сегодня не идентичен Телониусу десятилетней давности, часто использует в качестве такого сосуда свой собственный материал.

(На самом деле, такие альбомы, как "Monk's Music" и "Town Hall" LP Монка, оба с расширенными партитурами классических произведений Монка, были построены именно на этой концепции).

Thelonious Monk quartet (side B)
Thelonious Monk quartet (side B)

Это был первый раз, когда Телониус записывался "вживую", вне студии. Возможно, самое заметное различие заключается в том, что Монк на этой работе кажется более заинтересованным в себе как пианисте, как исполнителе, как (и это очень характерно для этого артиста) шоумене. Конечно, есть и реакция аудитории: аплодисменты, разговоры, приходы и уходы типичной публики Five Spot (состоящей в разном процентном соотношении из нео-богемы, живущей неподалеку, музыкантов, поклонников джаза, просто любопытных - и тех, кто умудряется сочетать в себе более одной из этих категорий).

Side B:

Blue Monk (8:32)

Evidence (8:50)

Epistrophy (Theme) (1:05)

Каждая сторона этого LP предлагает полный сет группы именно в том виде, в котором он был сыгран, завершаясь - как это происходит почти с каждым сетом группы - кратким исполнением Epistrophy в качестве заключительной темы.

(Здесь следует добавить историческую справку о клубе, в котором был записан этот альбом. В 1962 году оригинальный Five Spot был вынужден закрыться - здание, в котором он располагался, должны были снести. На следующий год, когда он вновь открылся в нескольких кварталах выше по улице с тем же названием и, в значительной степени, с той же атмосферой, новый Five Spot вскоре предложил длительный ангажемент - естественно, квартета Телониуса Монка).

Thelonious Monk quartet
Thelonious Monk quartet

Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!