Найти в Дзене
Чёртов маркетолог

База для любого маркетолога. История рекламы

Оглавление

Эту информацию дают студентам на первом занятии.

Косяки в рекламе часто связаны с незнанием базовой теории. Обязательно к изучению для каждого человека, который хоть мизинцем ноги касается маркетинга, рекламы, PR или раздачи листовок.

Если вы новичок в рекламе – без этого можно и не начинать работать.

Если вы профи в рекламе и не знаете этого – то как?

Мысль проста:

Разные инструменты имеют разную функцию.

Ого!

Функций всего три. Они развивались исторически. Мы рассмотрим этапы развития рекламы, чтобы лучше понять эти функции.

Древняя реклама

Есть много мнений о том, что считать первой рекламой. Самым ярким примером я называю древние вывески. Цель простая – сообщить, что здесь продают хлеб, рыбу, овощи или какие-то другие товары.

Так появляется первая функция – информационная.

Все очевидно – вам необходимо сообщить целевой аудитории, где купить те блага, которые они ищут. Важно, что аудитория здесь имеет активную роль. Именно потребитель находит продавца. Рекламодатель только подсказывает, где искать.

К этому виду рекламы относятся:

  • Контекстная реклама на поиске.
  • Порталы с досками объявлений.
  • Объявления в газетах (если кто-то такое помнит).
Варианты древних вывесок
Варианты древних вывесок

Реклама промышленной эпохи

Следующий виток произошел спустя тысячелетия. Раньше на всю деревню или город работал один кузнец, ремесленник, аптекарь. Конкуренция была минимальна. Но в XIX наступила индустриальная эпоха. Появилось множество производителей одного товара.

Рождается вторая функция - дифференцирующая (различающая).

Цель – показать положительные отличия вашего товара. Помните тот старый ход в телевизионной рекламе – одну ногу мы побреем бритвой с алмазными лезвиями, а другую топором. Это самый яркий пример.

Выделяют еще имиджевую рекламу. По сути, это тоже дифференцирующая реклама т.к. цель имиджа — это выделить образ бренда среди других.

Яркие представители этой рекламы:

  • Телевизионная реклама.
  • Билборды и другая наружная реклама.
  • Медийная реклама в интернете.
Классическая реклама начала ХХ века
Классическая реклама начала ХХ века

Современная реклама

Третий этап появляется в XX веке с кризисом перепроизводства. Товаров стало так много, что появилась проблема куда их деть.

У нас появляется третья функция – стимулирующая.

Это самая сложная и дорогая реклама.

Её задача продать то, что человеку ранее было не нужно. Теперь реклама берет на себя активную роль. Маркетологи создают потребность, о которой люди и не думали раньше.

Самый яркий пример у вас сейчас в кармане или вы читаете этот текст с него - ваш телефон. Тысячелетиями люди спокойно обходились без смартфона, но теперь стоит забыть телефон, и мы в ужасе. Маркетологи просто около пяти лет активно транслировали необходимость такого средства связи. И теперь это объективная потребность.

Можно возразить, что развитие телефонов обусловлено развитием технологии и понижением цены. До iPhone существовали разные модели телефонов и КПК, но именно Джобс развил эту нишу чисто маркетинговыми методами. Маркетинг, это не только реклама, это еще и определение проблемы и ее решение. Ну а потребность менять телефон каждый год уже точно не является объективно необходимой.

Я еще расскажу в следующих статьях об интересных исторических примерах, когда маркетологи заставили поколения изменить привычки.

У меня был пример, когда работали над рекламой домов из кедрового бруса. Заказчик планировал использовать Яндекс Директ, но как мы помним это информационная реклама. В то время на аудиторию в 2 млн. было всего 4 запроса «кедровый брус» в месяц. Из них двое это я и заказчик. Конечно, Директ в этом случает не подходит.

Непонятно что рекламируют, но это очень нужно
Непонятно что рекламируют, но это очень нужно

Будущее рекламы

Инновации идут в сторону нейросетей. Только не бойтесь, что роботы вас заменять. Необходимо готовиться в правильному симбиозу человек-компьютер. Нейросеть может создать много креатива, но правильно ее направить это уже задача человека.

Ну а о наших забавных предположениях о будущем рекламы вы можете прочитать в этой статье - 5 смешных инноваций рекламы будущего.

Выводы

Чтобы не совершать таких ошибок необходимо понимать три функции рекламы. Рекламодатели при выборе инструмента умудряются одну функцию перенести на неподходящий инструмент.

Я до сих пор встречаю билборды на которых разместили почту, адрес и два телефона. Заказчик наивно полагает, что человек так восхитился картинкой, что встанет перед билбордом и начнет переписывать все контактные данные. Рекламодатель перепутал информационную и дифференцирующую функции.

Советую вам не совершать таких ошибок.

Рубрика обратная связь. Все ли вам было понятно в статье? Нужно ли расписывать подробнее и короче? Хватило ли примеров?