Уже неделя прошла, как я побывал на выставке-ярмарке “MesaMarket” – время достаточное, чтобы обдумать главный ее смысл: общение.
Те, кто полагает, что увлечение цветами (в данном случае) – это узнать/вырастить/полюбоваться (а еще – отгородиться от недружественного внешнего мира и погрузиться в мир свой, почти внутренний), не до конца искренни и/или чего-то недопонимают/недополучают. Потому что важнейшая и неотъемлемая часть этого увлечения, и даже этого образа жизни и мышления – общение. На эту тему мне только дай волю.
Но я не дам – в этот раз. Отмечу только, что именно в общении с другими увлеченными людьми, полностью осознаешь суть и смысл того, чем занимаешься.
Змеи и кактусы.
Нет, тут не про мексиканский герб. Тут про неперестающие изумлять жизнепереплетения. И про самую растянутую во времени историю одного моего кактусового знакомства.
С распределением после Университета мне, можно сказать, повезло. Я попал в самый необычный институт (почти как НИИЧАВО Стругацких) и в самую уникальную лабораторию – она называлась Лаборатория охраны ядовитых змей.
Мне показали мой стол и рассказали, что до меня тут работал молодой специалист, умница и полиглот, который ушел куда-то по зову души. Я его не застал и никогда потом не видел/не слышал. И забыл бы о том совсем, но у него было нечастое имя – Клавдий. Созвучное с фамилией – Киспоев.
А тут несколько лет назад в моем герпетологическом сообществе разослали фотографию. Ветеран профессиональной фотожурналистики, приводя в порядок фотоархив, обнаружил фотографию, про которую он ничего не помнит, кроме того, что сделана она в Дарвинском заповеднике. И вот никто из коллег не может узнать этого парня, хотя он с гадюкой в руках и явно герпетолог. При этом нас, герпетологов, совсем немного. Тут-то всплыло у меня «Клавдий Киспоев». У той нашей лаборатории как раз была исследовательская база в этом заповеднике. Так может он и есть?
Лезу в интернет, имя нечастое – сразу нахожу. Но где! На сайте продвинутых кактусоводов! Вот куда в конце концов ушел и чем занялся Клавдий Киспоев – в практически профессиональное кактусоводство! Неисповедимы параллельные пути. Я тогда же написал Клавдию Александровичу и фотографию ту послал. Конечно, себя он узнал. Мы немного попереписывались, намечалась встреча в ботсаду. Но он приболел, поэтом эпидемия пошла глобальная. Так и не случилось.
На Ярмарке же я табличек с именами участников не читал, смотрел только на растения. И вот отмечаю заметно качественные кактусы, и поинтересовался – чьи. Клавдий Киспоев!
48 лет назад мы разминулись в герпетологии, ну а теперь познакомились воочию в кактусоводстве.
Впрочем, чего и с кем не бывает…
Стоит прийти на Ярмарку, чтобы тут, наконец, познакомиться.
Зоологи-кактусисты.
Продолжая особо близкую мне тему зоологов-кактусоводов.
Что-то есть сопряженное в этих направлениях познания Природы. Я знал нескольких заметных в мире зоологии ученых, увлеченно собиравших незаурядные кактусовые коллекции. А сколько менее заметных!
Со своим тезкой Дмитрием Валерьевичем Дёминым я хорошо знаком очень давно. А он со мной – еще дольше: рассказывал, что еще студентом приезжал ко мне домой, смотреть кактусы. Поскольку его научный руководитель – мой приятель и коллега по работе. Но я студента-Дёмина, увы, не запомнил.
И вот он тут, на Ярмарке, за прилавком и с супругой (тоже кактусисткой – и такое случается).
Я всегда рад его видеть, но здесь – немного удивился. Дело в том, что тезка в науку не пошел – занялся какой-то важно организационной работой. Параллельно стремительно углублялся в кактоведение и достиг – не преувеличиваю - высочайшего уровня. А потом и возглавил самую обширную и качественную коллекцию суккулентных растений в нашей стране. Профессионалом стал. Хотя и частным – вне системы российских ботсадов. При этом штата садовников у него нет – огромное хозяйство тянут вместе с женой. Кроме того, еще экспедиции в кактусовые страны, издание журналов и книг. Про то, что там также разномастные попугаи и обязательные почти для всех кактусистов кошки, я уже и не говорю (в эту нашу краткую встречу Дмитрий уточнил, что кошек уже 18!). Что ему – с его-то масштабом - этот прилавок на пару дней. Полагаю, все та же актуальность: общение, дух/атмосфера актуального суккулентоводства.
Стоит заглянуть на Ярмарку, чтобы увидеть лидеров современного суккулентоводства.
Выставка улыбок.
Тезка Дёмин заразительно улыбается – вот на фото видно. Но, прости, Дмитрий, лучшая улыбка, как всегда, у Тарасова Евгения Арсеньевича. Я не знаю, как я с ним знаком. Когда-то где-то познакомились, а ощущение – будто всегда, близко, позитивно. В любой компании хочется подойти и перекинуться хоть парой слов. Вот бывают такие люди. Редко. Ценить надо. Я ценю.
Евгений Арсеньевич кактусами никогда не увлекался. Но прекрасно их знает. А увлекается он, по-видимому, всем остальным. Я с ним авторствовал в разных цветоводческих журналах: я про кактусы писал, он – про все. Г-н Тарасов - безусловный лидер отечественных энтузиастов литопсов и прочих аизооновых («живых камней») – он и на Ярмарку привез свое литопсовое, много и лучшее. А еще он эксперт по декоративным хвойным растениям. Хотя, наверное, он более известен в мире рокариев/альпинариев. А может быть - в ландшафтном дизайне, в котором Евгений Арсеньевич - Мастер, не по образованию, но по состоянию души понимающего натуралиста и талантливого художника. Наверняка, и во многих других областях растениеводства и познания Природы он – асс. Я просто не в состоянии за всем проследить.
Вопреки своему благообразному и добродушному облику, Евгений Арсеньевич – настоящий экспедиционный волк, избороздивший в поездках за удивительными суккулентами пол-Африки. Естественно, по самым сложным/неизведанным местам. При этом – редкого обаяния и остроумия собеседник и рассказчик.
Да только чтобы еще раз с ним повидаться, стоило приехать на Ярмарку!
С воспоминаниями о работе.
А это что за красота? Ну да, чудесные миниатюрные толстянковые и проч. всех мастей, такие ухоженные, аккуратненькие, славные. Но «красота» - это не про них (кого тут удивишь «каменными розами», хоть какими). Нет, это – про пару за прилавком. Мои сотрудники-садовники. Бывшие, поскольку я там уже не работаю. И будущие молодожены – это первое, что они мне сообщили. Мария и Филипп – красота же!
Оказалось, Мария освоила еще одну серьезную специальность и теперь профессионально гончарит высокохудожественную керамику для растений.
Стоит прийти на Ярмарку, чтобы повидать бывших коллег и порадоваться за них!
Заморские гости.
Часто ли вы ездите в Санкт-Петербург? Я совсем редко стал туда наведываться. А раньше – каждый год обязательно, иногда даже не раз в год. И по делам, и на конференции, и на значимые кактусовые мероприятия.
На одной из знаменитых тогда кактусовых выставок Питерского кактусового клуба обратил внимание на особенную экспозицию. Все представленные в ней виды хорошо знакомы, да и экземпляры не впечатляюще возрастные. Но, помимо любовной ухоженности, практически в каждом была определенная изюминка, трудноуловимый флер особенности. Той индивидуальной особенности, которая делает даже из обычного кактуса неповторимый шедевр. Вот тогда я познакомился с Павлом Павловичем Мельниковым, и побывал в его коллекции. Замечательная коллекция была! Но еще замечательнее и ценнее сам Павел Павлович с его редким даром тонко видеть и чувствовать любимые растения. У него и фотографии кактусов незаурядные – потому что видит, замечает, понимает. Впрочем, почему написал «была»? Она и есть, конечно. Только я давно ее не видел – наверняка, она уже другая и еще лучше. Просто перестал я ездить.
А вот Павел Павлович ездит. Он удивительный и стойкий фанат кактусов и кактусоводства. И потому не пропускает никаких кактусовых событий/мероприятий. Носитель традиций, истории и духа уникального сообщества кактусистов.
Редко бываете в Питере и годами не видитесь со знакомыми питерцами? Так стоит посетить Ярмарку – там встретитесь!
Очень важные персоны.
Ну и наконец, самая важная встреча – поскольку с самым важным и главным на Ярмарке человеком. Создателем и воплотителем ее идеи, ее организатором, меня и пригласившим.
Но ни рассказывать о нем не стану, ни фотографии его не размещу – себе оставлю, в архиве. Поскольку важен он не только нашему кактусоводству, но и нашему государству. Негоже ему пока в соцсетях мелькать.
Тут отмечу еще раз: в тексте портреты только тех, кто дал на это согласие.
Так что хотите видеть тех, кого нет в соцсетях – на Ярмарку!
Очередная весенняя, правда, закончилась, да. Но не за горами следующая, осенняя.