Найти тему

«Дни Турбиных» Владимира Басова (1976) по одноименной пьесе М. Булгакова, сценическому переложению романа «Белая гвардия»

«Ни одна армия не устоит против силы идеи, время которой пришло». Виктор Гюго
«Ни одна армия не устоит против силы идеи, время которой пришло». Виктор Гюго

Это драма о непримиримости двух антагонистических начал – массы и личности. Самые враждебные друг другу идеи — это «для всех» против «для избранных». При этом и все и избранные должны доказать своё право на свой мир. Доказать насилием. Сталин, смотревший спектакль в постановке Станиславского много раз, любил и вдохновлялся идеей необратимости столкновения космических сил в пространственно-временных тисках революционной России.

Всего на сцене МХАТа за 1926–1941 годы пьеса прошла 987 раз. Сталин был на спектакле «Дни Турбиных» 17 раз в правительственной ложе и примерно столько же раз инкогнито в зрительном зале.

Не зря Булгаков посвятил своего Воланда Сталину. Это был не только диктатор и не только тиран. Он отстаивал свой статус монарха Империи Зла, который всегда знал с каким противником он имеет дело на тонком плане бытия.

Эта пьеса могла бы называться «Схватка», а фабула – это готовность или неготовность её участников принять смертельный бой. В то время это было главное – решимость умереть, чтобы победив, жить по своим правилам.

Для театральной постановки в пьесе слишком много деталей. Сказывается литературный стиль романа: на войне мелочей не бывает. Всемирно-историческое столкновение воспроизводится в бытовой и диалоговой конкретике. «Дни Турбиных» — это метроном, удары сердца уходящего сословия умеренности и изысканного вкуса. Их можно уважать за внутренний аристократический стержень, но их надо уничтожить как представителей консервативной идеи иерархического порядка, коммуникационного тупика правоты-праведности-правдоподобия, - всего того, что имеет отношение к неуместному для революции понятию «честь».

Пьеса и фильм – это шедевр предельно концентрированного выражения действительности на изломе судеб в перспективе столкновения с бездной.

Если допустить вольные ассоциации, история Турбиных напоминает осажденный замок катаров Монсегюр весной 1243 года и его хозяйку Эсклармонду де Фуа в окружении её верных рыцарей. Сожжение на костре ещё впереди, а сейчас все сидят у камина с бокалом вина и шпагой у ног. С высоты замка на скале видны приближающиеся полки крестоносцев и братьев-инквизиторов. И думают «чистые сердцем» не об Искуплении и Страшном Суде, а о Сотворении, когда их души были близки Творцу, а не рогатому Демиургу мировой истории падших духов.

Забавна судьба постановки. Критики обвинили Булгакова в пропаганде белого движения. Это означало быстрый расстрел, если бы за Михаила Афанасьевича не заступился бы Иосиф Виссарионович.

Официальная версия протекции Булгакова первым лицом было мнение о правильной демонстрации идейной победы большевизма, «пустотности» буржуазно-мещанских ценностей и ложного пафоса офицерского сословия. Но мне кажется Сталину было просто плевать на самоцензуру лакействующих журналистов (к которым, кстати, относился и Маяковский). Монарх Гулага видел в творческой интеллигенции своих ручных зверьков. Он был Карабасом-Барабасом собственного театра, в котором он миловал и наказывал по-своему. Например, Сталин знал, что для Михаила Булгакова, перебивавшегося случайными заработками, постановка в МХАТе «Турбиных» была едва ли не единственной возможностью содержать семью. Как великий драматург и режиссер большой страны, Сталин знал, что есть только два способа управлять людьми – кнут и пряник в правильном искусно выверенном сочетании.

При этом у Иосифа Виссарионовича было своеобразное чувство юмора. Когда на сцене белые офицеры пели «Боже, Царя храни» многие в зале вставали, подпевали и даже плакали, включая партийных функционеров, что смешило советского царя до слёз.

В фильме все актёры - зрелого возраста, хотя полковнику-артиллеристу Алексею Турбину (Андрей Мягков) в пьесе Булгакова – 30 лет, его брату юнкеру Николаю (Андрей Ростоцкий) – 18 лет, их сестре Елене (Валентина Титова) 24 года, её мужу полковнику Генштаба Тальбергу (Олег Басилашвили) 38 лет, как и капитану Мышлаевскому (Владимир Басов). Лариосику, кузену Турбиных из Житомира (Сергей Иванов) 21 год, поручику Шервинскому (Василий Лановой) 29 лет.

Фильм, безусловно стоит посмотреть из-за актёрской портретной и архетипической схожести с тем, другим временем. Титова – муза, Офелия, Мягков – бог войны, скала духа, Ростоцкий – обаяние «чистого сердцем», трубадура «конца», Владимир Басов – просто факир сцены. Басилашвили и Лановому редко когда удавалось сыграть кого-то кроме самих себя, несомненно, великих. Ларион Суржанский (в исполнении «Кузнечика» из фильма Леонида Быкова «В бой идут одни старики») – это, увы, неправильный кастинг. Его герой - «талисман семьи», любимец-наперсник женщин и угодный большевикам образ истерического инфантилика, ущербного интеллигента, не способного к борьбе. Нарцисс – это главный скрытый порок социальных устоев всех времён и народов, зараза мертворожденного идеализма. Молодой Михаил Кононов подошел бы на эту роль.