Частенько бывает так, что говорят заказчики тренингов на переговорах: «А вот мы боимся, что научим их, а они потом уйдут». Иногда хочется спросить в ответ: «А не боитесь ли, что вы их НЕ НАУЧИТЕ, а ОНИ ОСТАНУТСЯ?».
Эта байка живет в тренерских кругах и среди персональщиков уже не первый год, но, похоже, не теряет своей актуальности. Вечные вопросы - «что делать и с чего начать» трансформировались в сфере обучения в вопросы – «учить или не учить, кого учить, чему учить, как учить»
Кстати, часто этот же вопрос – а имеет ли смысл организация тренингов, есть ли от тренингового обучения польза ??? – часто задают и сами участники тренингов. Давайте разбираться…
Я давно считаю, что правильное обучение, оно – как здоровый образ жизни.… Ну, например, если вы решили «подтянуть физическую форму», то понимаете (надеюсь!), что одна пробежка в парке не даст вам нужного результата. И, по-хорошему, надо бы провести какую-то диагностику (в каком состоянии сердце, сосуды, что там с мышцами, весом, дыханием и т.д.). Потом - определить желаемое состояние, поставить цели, составить план тренировок - ну, и самое важное, этот план выполнять.
С правильным обучением – все то же самое… Диагностика, цели, план, регулярность…
Скорее всего, будет бесполезен тренинг, если:
- при его выборе/организации нет четкого понимания потребности – проблем и дефицитов участников, целей компании;
- тренинг рассматривается как просто некоторая дополнительная активность («расшевелить, встряхнуть, горящие глаза» – вот это вот все вау-эффект);
- обучение проводится по принципу «остаточных» бюджетов;
- участников отправляют на тренинг «по приказу», без учета их желаний, потребностей, загрузки, точки зрения;
- одних сотрудников в компании уже «заучили», у них один тренинг за другим, темы повторяются, работать некогда.
А другие попадают на обучение хорошо, если раз в несколько лет, да еще зачастую и случайно, «на замену», или опять же, если осталось «немножко денег» в конце квартал, полугодия, года.
Чтобы тренинг стал полезным, что нужно?
1. Чтобы в компании была выстроена аналитика, диагностика уровня существующих навыков сотрудников. Модель компетенций – вообще отлично, но хотя бы просто понимание – вот Вася, Петя и Коля – у них вот такие навыки/вот такой функционал, все нормально, справляются, сейчас обучение (конкретному навыку) менее актуально. А вот Дима, Слава и Марина – у них функционал за последнее время существенно вырос, а навыки отстают, надо учить вот «этому и этому конкретно».
2. Чтобы у сотрудников были долгосрочные планы индивидуального развития, опять же основанные на оценке их реальных компетенций. И тренинги были - не «часто или редко», а с разумной регулярностью.
3. Чтобы обучение было добровольным и осознанным («из -под палки» - что в спортзал, что на тренинг – нудно и не очень полезно)
Это если про систему обучения. А если про конкретный тренинг, то здесь тоже можно провести некоторые параллели с правильным образом жизни, ну, например, с питанием.
Как, по моему мнению, выглядит «плохой» тренинг:
- много двигались и играли, много«фишечек» без сведения в понятную систему, много разной активности - рисунки рисовали, стикеры подписывали, потом веревку перетягивали … но все эти игры не связаны в единую структуру и не вплетены в потребности и цели сотрудников. Это как слишком экзотическое блюдо- «это остренькое, а это сладенькое, а это вообще неизвестная никому закуска, модная в этом сезоне, вы только попробуйте» … Может быть, и вкусно, и бодрит, но пойдет ли на пользу – непонятно.
- мало двигались и играли – тренер весь день ворковал и токовал, любуясь собственной экспертностью и прекрасной презентацией.
- решали слишком отвлеченные учебные задачи (как-то пожаловались мне участники – сотрудники отдела продаж машиностроительного завода, что очень грустно им на каком-то тренинге было играть в учебную игру по продаже косметики).
- решали слишком специфичные, прямо реально производственные задачи – велик риск превратить тренинг в производственное совещание, кроме того, избыточное увлечение спецификой мешает участникам увидеть закономерности управленческих и коммуникативных инструментов.
Хороший тренинг – он, как правильно сбалансированная еда. Немножко белка (самая суть теорий, алгоритмы, концепции), немножко полезных углеводов (тех самых, медленных, которые долго перевариваются и дают много энергии). Ну, например, сложные, но интересные деловые игры и аналитическая работа по ним, чтобы выводы еще долго потом в голове «крутились» и превращались в полезную энергию. Полезные жиры – много диалога, обсуждений, самостоятельной работы. А еще - много вкусной свежей зелени – эмоциональный настрой, юмор, яркие картинки в презентации, видеопримеры и т.д. Соус бы еще хороший не помешал – можно «острый» – например, задачка «со звездочкой», чтобы прямо мозг напрягался изо всех сил при ее решении.
Ну вот, собственно, такой рецепт хорошего тренинга – выстроить баланс, хорошо смешать, приправить, тщательно, не торопясь, пережевывать (чтобы усваивалось лучше), получать и пользу, и удовольствие.
Ну и, конечно же, не забывать про важнейший принцип здорового образа жизни (и правильного обучения) – наличие цели и плана, умеренность и регулярность!
Правильных вам систем и тренингов!
Осуществляем доставку сбалансированных и правильных тренингов, заявку можете направить на emarketing@tu-ugmk.com.