Найти в Дзене

Что находят археологи на Вятской земле? Часть 3. Спящая красавица

По материалам выставки «Древности Вятского края. Три века исследований» На территории Вятской губернии, а затем Кировской области чаще всего находили следующие типы археологических памятников: могильник, поселение (стоянка), городище. Чем же они отличаются? Часть 1. Поселения (стоянки) Часть 2. Городища Могильники – места погребений людей в древности – один из самых распространённых и известных типов археологических памятников. Большой интерес у исследователей вызвали найденные на территории нашего края Волковский, Суворовский, Бельско-Троицкий могильники и могильник Тюм-Тюм. Могильник Тюм-Тюм находится на юге Кировской области, в южной части Уржумского района. Свое название археологический памятник получил от одноименной марийской деревни. Могильник обнаружил летом 1931 года археолог О.Н. Бадер (1903–1979). Высокий берег Вятки разрушался, и в осыпях появились древние предметы, которые собирали местные жители. Археологи обнаружили желтый бисер, который обычно использовался в женских н

По материалам выставки «Древности Вятского края. Три века исследований»

На территории Вятской губернии, а затем Кировской области чаще всего находили следующие типы археологических памятников: могильник, поселение (стоянка), городище. Чем же они отличаются?

Часть 1. Поселения (стоянки)

Часть 2. Городища

Могильники – места погребений людей в древности – один из самых распространённых и известных типов археологических памятников. Большой интерес у исследователей вызвали найденные на территории нашего края Волковский, Суворовский, Бельско-Троицкий могильники и могильник Тюм-Тюм.

Могильник Тюм-Тюм находится на юге Кировской области, в южной части Уржумского района. Свое название археологический памятник получил от одноименной марийской деревни.

-2

Могильник обнаружил летом 1931 года археолог О.Н. Бадер (1903–1979). Высокий берег Вятки разрушался, и в осыпях появились древние предметы, которые собирали местные жители. Археологи обнаружили желтый бисер, который обычно использовался в женских нагрудниках в погребениях раннего железного века, а также медную застежку-сюльгаму, характерный предмет для средневекового погребения.

-3

Памятник оказался очень сложным для исследования, так как над могильником раннего железного века расположилось кладбище XVII–XVIII вв. В результате изучения могильника Тюм-Тюм археологи обнаружили 77 погребений раннего железного века и отнесли их к III– IVвв. Культура была определена как азелинская.

Для народа, представители которого были захоронены в могильнике, большое значение играло коневодство и скотоводство. В то же время расположение поселения на возвышенности и наличие оружия в захоронениях позволяет предположить, что в период великого переселения народов жители вынуждены были защищать свою территорию от набегов.

Суворовский могильник был обнаружен в 1929 году недалеко от деревни Суворово (Уржумский район Кировской области) антропологической экспедицией МГУ. Через территорию могильника шла дорога и во время дождей часть погребений была разрушена. Местные жители сохранили часть найденных предметов, которые впоследствии были переданы в Кировский краеведческий музей.

В Суворовском могильнике было найдено 31 погребение. В захоронениях обнаружен богатый и разнообразный инвентарь, который позволил получить очень важную информацию о населении данной территории в эпоху великого переселения народов (IV-VII вв.).

-4

Погребения сильно отличаются друг от друга по количеству и качеству помещенных в них предметов, что позволяет сделать вывод о существовании уже в то время имущественного расслоения у населения.

В Суворовском могильнике было обнаружено большое количество предметов вооружения: 3 шлема, 2 кольчуги, 4 меча, 9 топоров, 3 наконечника копий, 119 наконечников стрел.

В.Ф. Генинг (1924–1993) относил Суворовский могильник к самостоятельной археологической культуре, названной им «азелинской» - как и могильник Тюм-Тюм.

Азелинские племена не являлись исконными обитателями Волго-Вятского междуречья. Генинг считал, что этот народ берёт своё начало восточнее. Среди пришлых племен довольно широко был распространен обычай сооружения над могилами курганных насыпей. По всей вероятности, тюркским был обычай устройства в могильной яме ниши—подбоя у изголовья, куда помещался глиняный сосуд и жертвенные куски мяса. Для этих же групп характерно погребение с умершим человеком головы и конечностей коня. Смешение населения отразилось и в погребальном обряде.

В погребениях Суворовского могильника в одном из женских захоронений у изголовья размещён жертвенный комплекс, в который вошли гривна, браслеты, бляхи-подвески, бисер. В другом погребении вместе с мужчиной-воином захоронена конская сбруя.

Могильники Азелинской культуры содержат грунтовые захоронения в ямах, где погребенные лежат вытянуто на спине. В погребениях находилось большое количество вещей. Многочисленны украшения и принадлежности костюма из меди, бронзы, серебра, железа, стекла и камня: всевозможные застежки, подвески, бусы, браслеты, перстни, шейные гривны, бляшки-накладки, нагрудники, пряжки, наконечники ремней и другие вещи. Все эти предметы находятся в могилах в том порядке, как они в свое время при жизни погребенного носились на костюме.

Многие погребения сопровождаются довольно большим количеством орудий труда и оружия. Это железные топоры, ножи, косы, мечи, кинжалы, наконечники копий, стрел и т. д. В могилах встречаются даже такие уникальные вещи, как железные кольчуги, шлемы, кузнечные клещи, молотки, напильники и другие. Интересно, что глиняных сосудов, часто встречающихся в могилах в других районах, в погребениях азелинской культуры нет.

На выставке «Древности Вятского края. Три века исследований» представлена схема одного из наиболее интересных и богатых захоронений. В нём покоилась женщина возрастом 25-30 лет. Но можно сказать точно, что она принадлежала к богатой семье.

-6

В захоронении было обнаружено огромное количество мелких желтых и красных бусин. На голове женщины была шапочка из ткани, обшитой по краю полоской кожи, на которую прикреплены медные накладки с колечками.

-7

У женщины были волосы, заплетённые в косу. Об этом свидетельствуют остатки накосника в виде полукруглого мешочка, сплошь обшитого тонкими медными лентами. От висков до плеч спускались две нитки мелких синих и желтых бус. На конце этих ниток висели медные височные подвески и медные кольца. Вокруг шеи ожерелье из крупных синих и прозрачных стеклянных бус.

-8

В верхней части груди три медные гривны и несколько ниже — медная нагрудная пластинка с изображением девяти фигур лошадок. От локтей до плеч и поперек спины, у воротника, к костюму был пришит ряд круглых бляшек. Также были обнаружены остатки длинного пояса, справа имевшего эполетообразную застежку. Пояс украшали с обеих сторон по два халцедоновых диска. Вся остальная часть пояса сплошь покрыта медными накладками.

Пальцы женщины были украшены медными перстнями. Была у красавицы и обувь: у пяток были кожаные ремешки, украшенные медными накладками, а спереди — пряжкой с наконечником.

-9

Очень интересно, что среди предметов, которые сопровождали девушку в загробный мир, было много инструментов: наковаленка и молоточек, медные и оловянные заготовки, литейная форма, куски железа... Возможно, она сама изготавливала украшения? Или была дочерью, женой мастера? Эту тайну до сих пор хранит Суворовский могильник...

Выставка «Древности Вятского края. Три века исследований» работает в главном здании Кировского областного краеведческого музея имени П.В. Алабина (г. Киров, ул. Спасская, 6) до 25 мая 2023 года.

-10