Да, встает проблема пересмотра терминологии отрасли НХП.
Сегодня НХП в обиходе называют, не стесняясь, любое производство с использованием технологий дореволюционного производства изделий декоративно-прикладного искусства. Вот какой неопознанный народный гений производство Каслинского литья основал или фарфоровые заводы Кузнецова в Подмосковье воздвиг?
А на госуровне есть четкий список зарегистрированных НХП, где к ним причислены фабрика региональных сувениров в Уфе, осетинские фарфоровые куклы, Вологодская финифть, созданная в 1970-м, Мальцовский завод хрусталя из Дятькова и несколько фабрик фарфора из Кисловодска. Я не знаю, какой тамошний этнос имел фарфоровое производство …
И не понятно, зачем (опустим тему льгот для НХП) пытаться придать себе народности? В чем проблема гордиться своей реальной историей производства, ставшего российский национальным достоянием?
Нужно разграничить исторические кустарные художественные промыслы (пример: Городецкая роспись), производство продукции ДПИ в этническом стиле (Беломорские узоры, мастера-любители этники), исторические ремесленные производства (Ростовская финифть) и исторические промышленные производства ДПИ (Гусевской хрусталь).
В отношении последнего случая вспоминается западноевропейский опыт. Там не раз встречал исторические предприятия, которые работают уже не один век, и теперь подаются в качестве бренда и достопримечательности.
У каждого типа разная история формирования и разная природа. Народная культура, которая, по моему убеждению, и дает право называться народным производству, сыграла ключевую роль только в случае кустарей.
Пусть будут НХП, исторические ремесла и исторические промыслы/производства. Все ценны, все важны, всех любим. И потому разделяем.
#лр_никитасмыслит
☘️
@inshakovnik