А потому что выбора нет. Но по порядку. У коллег из родной академии Минска промелькнуло интересное в теме о конфликтах, но промелькнуло и погасло.
Промелькнула нозологическая связь:
- Межличностный конфликт.
- Внутриличностный конфликт....
К сожалению в лекции не последовало развития, а оно есть. Если задуматься. Если не вы устроили конфликт - то получив конфликтоген вынуждены на это слово или действие отреагировать.
Вынуждены и точка. К большому сожалению у человека нет варианта проигнорировать или не отреагировать на конфликт. Вопрос состоит лишь в том, где произойдет реакция.
В пространстве межличностном или пространстве внутриличностном. Если смогли сдержаться и не ответить или вообще не смогли ответить - то обязательно возникнет внутриличностный конфликт. И будет мучать ночами много лет после. Либо Сверх-Я поднимет вопрос о том почему такого достойного человека обругала магазинщица. Либо Ид - тень возмутится почему её ограничили в выплеске энергии на хама.
Они и будут вас мучать - воевать внутри вас. До тех пор пока либо Сверх-Я не признает хорошим поступком уметь отвечать хамам, либо тень не выдаст энергию оформленную в богатство русского языка.
Тут появляются 2 интересные зависимости.
Первая от фантаста Криса Картера о вирусе агрессии - раз проявившись теперь этот псивирус кочует от человека к человеку. Не успевая агрессивно ответить виновнику человек переносит раздражение на других.
Вторая от Карла Густава Юнга. Он видел и прямую и обратную зависимость конфликта да хоть в магазине. Так, чем больше мира в душе человека - тем проще ему отреагировать на нападение и нахамить в ответ. А чем меньше внутреннего мира тем человек внешне дружелюбнее. Юнг использует примеры государственных движений:
Как вы можете нормально вести гражданскую войну, когда вас атакуют извне? Когда вы в серьезном разногласии с самим собой, вам приятны дружественные вам люди, как вероятно сочувствующие вашему состоянию, и в этом отношении вы расположены к гостеприимству и дружеским чувствам.
Юнгианским идеалом стало стариковское задумчивое, неуверенное поведение:
Человеческие воинственные инстинкты неискоренимы — поэтому состояние совершенного мира немыслимо. Более того, мир страшен, потому что порождает войну.
Впрочем если мир в вашей душе вам дороже чем мир во всем мире то нет ничего лучше доброго конфликта. Звучит не совсем по-пацифистски. Но можно вспомнить и русского философа Николая Бердяева. Он говорил, что мир видимый человеку меньше самого человека. Ведь закрыв глаза мы видим исчезновение мира, когда сами все ещё остаемся.
Автор: Селицкий Олег Николаевич
Психолог, Советник Академии МАН
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru