Сегодня мы поговорим о стертой форме дизартрии. В чем же она проявляется?
Прежде всего, страдают звукопроизношение и интонационная окраска речи.
Как выглядит речь при дизартрии?
- искажение звуков, замена или отсутствие некоторых из них
- речь не выразительная, монотонная, может появляться назальный оттенок
- захлебывающаяся речь из-за того, что ребенок говорит на вдохе (укорочен речевой выдох)
Не все эти симптомы могут быть выражены. Иногда дефектов в звукопроизношении не наблюдается, но страдает просодическая сторона речи (интонации, ритм, тембр…)
Помимо проблем со звукопроизношением и просодикой, может еще существовать и нарушение процесса формирования фонематического слуха – способность распознавать звуки речи.
При таких нарушениях у ребенка выявятся лексико-грамматические ошибки в речи. Он будет допускать ошибки в заданиях на определение предмета на слух (на просьбу показать мышку на картинке, может показать мишку).
Если в первом случае (страдает звукопроизношение и просодика) у ребенка богатый словарный запас, то при нарушениях фонематического слуха этот запас отстает от возрастных норм, могут наблюдаться трудности при словообразовании.
Речь уже будет идти о ФФН – фонетико-фонематическом недоразвитии.
Если же наблюдается стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения, просодики и недоразвитием фонематического слуха, то говорят уже об ОНР – общем недоразвитии речи.
Для всех этих случаях характерна стертая дизартрия, которая требует коррекции; необходимы медицинское и психолого-педагогическое вмешательство.
В прошлой своей статье я уже говорила о том, что причиной дизартрии служит недостаточность иннервации мышц речевого аппарата из-за органического поражения ЦНС. Именно по этой причине дизартрия часто сопровождает нарушения внеречевых процессов, например, страдает общая и мелкая моторика.
В зависимости от тяжести и локализации поражения ЦНС различают разные виды дизартрии. Самая тяжелая степень дизартрии у детей с ДЦП, менее выраженные у детей с ЗПР и УО, легкие степени у детей с ОНР и ФФН.
Что же могло вызвать органическое поражение ЦНС?
- неблагоприятное протекание беременности (токсикозы, гипертония, нефропатия…)
- осложнения в родах (асфиксия, травмы…)
Учитывая причины органического поражения ЦНС, очень важно проводить профилактику.
В чем она заключается?
- отказ беременной женщины от алкоголя и курения (желательно еще в момент планирования беременности)
- здоровый образ жизни
- правильное питание
- как можно больше быть на свежем воздухе и избегать скопления людей
- перед беременностью, в момент планирования пройти обследования у специалистов и сделать прививку от краснухи (если она не сделана)
Почему все вышеперечисленное так важно?
Во время беременности происходит формирование отделов мозга, каждый из которых отвечает за определенные функции.
Если беременность протекает нормально, то мозг защищен от воздействия неблагоприятных факторов.
Большую роль в этом играет плацентарный барьер.
Плацента пропускает к плоду кислород, витамины, микроэлементы и другие необходимые вещества. В то же время через плаценту не могут проникнуть вирусы, бактерии, токсины и вредные соединения. Плацента играет роль фильтра, т.е. обладает избирательной проницаемостью.
Если этот барьер нарушается (плацентарная недостаточность), то материнский организм несет угрозу для развития плода и мозга в частности.
К сожалению, через этот барьер способны проникать такие вредные вещества, как алкоголь, никотин, наркотические и лекарственные вещества, а так же некоторые вирусы (краснухи, ветряной оспы, цитомегаловируса, кори и полиомиелита).
Вот почему важно для беременной женщины не допускать их попадания в свой организм.
Очень опасно для развития мозга плода кислородное голодание, которое и вызывается при нарушениях работы плацентарного барьера.
Развитие мозга задерживается и к моменту родов не все отделы готовы к полноценному функционированию. Как правило, это структуры, обеспечивающие дыхание, сосание и глотание, т.е. жизненно важные процессы.
Кроме этого, недостаточно зрелый к моменту рождения мозг, не способен обеспечить активность плода при рождении. Слабая родовая деятельность увеличивает родовую перегрузку и способствует трудной адаптации мозга ребенка после родов.
Сразу после рождения бывает сложно оценить состояние мозга. Считается, что период до 12 недель является критическим. Бывает, что явные отклонения могут не проявить себя на первом году жизни. Поэтому очень важно наблюдать за развитием своего ребенка.
Но не только внутриутробное развитие и роды могут повлиять на развитие дизартрии. Инфекции, затрагивающие мозг и травмы также могут ее вызвать.
Для детей с риском развития дизартрии очень важна коррекционная работа.
И чем раньше она начнется, тем меньше будет отклонений в речевом, двигательном и интеллектуальном развитии.