На спидометре 95км/ч. Я уперся в большегруз, хочу обогнать, выкручиваю ручку до упора и... ничего. Ну, ок - почти ничего не происходит.
Так, сначала для тех кто любит по-быстрому.
Плюсы:
Дешевый, легкий, проходимый, надежный, простой в обслуживании, экономичный, ремонтопригодный, мастерскую найдете везде, неприхотливый.
Минусы:
Медленный, не обгоняет, скорее всего не очень удобное сиденье, частая замена масла, слабая ветрозащита, тяжело берет затяжные подъемы, сдувает боковым ветром.
Вывод: конечно, если у вас нет ничего другого, а очень хочется, то не стоит ждать, когда появятся деньги на "гуся" или КТМ. Скорее всего лет через надцать только и появятся, а вы себя лишите стольких приключений и веселья. Но будьте готовы, что поездки на 150ке будут даваться гораздо труднее, чем на более подходящих мотоциклах.
Теперь для тех, кто любит с подробностями
и в конце мой личный вывод о минимальных характеристиках мотоцикла для дальняка.
Я 5 лет катал на Ямахе 150ке. Ездил и по городу на каждый день, и в загородные вылазки. Было и несколько многодневных путешествий, и однодневок по 300-400 км - так что я прочувствовал 150ку во всех режимах и условиях. Начнём с плюсов.
Доступность
Понятно, что есть люди, которым сразу доступны большие и дорогие турэндуро, но мы тут обсуждаем среднюю температуру по больнице. Все эти ломки выбора, расчеты бюджета, оценка функциональности... Тем более, если мотоцикл первый. Берите Ямаху 150ку. Если на вашем рынке нет, то 125ку. Стоит недорого, а качество и надежность ок. За 5 лет только масло менял и пару раз аккумулятор - зимой без движения мотоцикл стоял. Вложений по сути 0, ну ок - минимум. Дорогостоящих комплектующих нет, расходники доступны и по деньгам, и по наличию. Сел - поехал, короче.
Легкость
Справится с этим мотоциклом любой среднестатистический парень, да и девушка, особенно после нескольких тренировок. Поднять можно в одного, протащить "на руках" до заправки или ремонта, или просто по какой-то необходимости можно в одного. Вытащить из лужи, конечно сложнее, но при определенном упорстве и тренировках можно в одного. Вес мотоцикла +- 150 кг. А какой-нибудь GS800 уже за 210 кг. Сюда же я бы поставил и проходимость. Тяжелые мотоциклы могут увязнуть там, где легкий пройдет без особых проблем. Ну а если и застрянет, то тащить из грязи или песка его будет куда легче. Тут я сделаю оговорку: конечно, если вы лезете в самое бездорожное бездорожье, то может вам и важна мощность и всё такое, но если мы говорим о грунтовках и легкой пересеченке, то легкие мотоциклы тут вполне конкурентны.
Надежный, простой в обслуживании, ремонтопригодный
Повторюсь, за 5 лет менял только масло (как оказалось с маслом связан один из минусов), резину (проколы были пару раз), тормозные колодки, аккумулятор. В мотоцикле ломаться нечему. Нет электроники, нет системы охлаждения. Простая, надежная, проверенная десятилетиями и, наверно, уже миллионными тиражами конструкция. Сюда же и ремонтопригодность. Поменять покрышку или цепь можно на обочине и с помощью пары ключей, а попробуйте это сделать на карданном мотоцикле. Ну и не говоря про запчасти в любой точке мира. Хоть в Камбодже, хоть в Монголии, хоть где вы найдете, мне кажется, нужную запчасть, если так сойдутся звезды, карма, ваша невезучесть и что там ещё может быть, и у вас что-то сломается на этом мотоцикле в дальней дороге. Ну и в любой мастерской в любой дыре вы найдете человека, который вам поможет. А вот с "гусём", КТМ или "Панамерикой"... нууу, не знаю)))
Экономичность
На моей 150ке стоял бак на 14 литров. При городской езде, или лучше так - при скорости в 60-70-80 км\ч бака хватало на около 500 км. То есть в какой-нибудь Монголии вы вряд ли будете крутить стрелку спидометра на максимум. Вряд ли вы там по степям будете прям гнать!))) Поэтому проблем с заправкой не возникнет. Конечно, при перегонах по нормальным дорогам, когда можно открутить и выжать все 95-105 при попутном ветре и с горки, бака хватает на около 300 км. Но оговорюсь, что тут всё довольно индивидуально и зависит от вашего стиля езды. Опять же бензин 92й, а значит и по стоимости бак вам обойдется дешевле, чем если бы это был 95й. И опять же, сколько этих историй как "гуси" продолжали путешествие в кузове после очередной монгольской заправки, и всё - путешествие заканчивалось. Даже если так случится с вашей 125кой, вы отремонтируете ее в любой придорожной или пристепной палатке.
Минусы
Скорость
Максимум, что вы я выжимал из своей 150ки, это 115-120 км\ч с горки и при попутном ветре. Не шутка! И вот идешь ты по трассе эти свои 100, медленно догоняешь большегруз. И встаёт дилемма: обгонять или отстать. В первом случае, мне нужно выкрутить ручку до упора и доооооооооолгоооооо обгонять, что очень небезопасно, страшно и нервирует. Во втором случае нужно сбавить до 90-85, отстать и тошнить за грузовиком. Ну тоже, такое себе удовольствие, особенно, если немного дождь или песок... Дальше - в целом преодоление расстояний. Я уже как-то писал про одно такое своё путешествие - почитайте, есть на канале. Вкратце: 700 километров ехать 14 часов это мало приятно. На нормальном "туристе" вы это сделаете за 8-10 часов, ну или за 14 намотаете не 700 км, а тысячу или больше. А ну и ооочень тяжело берет скоростные затяжные подъемы. У меня так было. Один раз скоростная дорога много километров шла на подъем. Ручка газа была до упора и при этом скорость падала до 70-80 км\ч, хотя по ровной 100 я таки выжимал. И тут вылазит следующий минус.
Удобство
После 14 часов "в седле" ваша пятая точка будет, как камень. Очень мятый, болящий камень. Спина и руки, может, и норм, а вот попа истерпит адские муки. Сиденье нужно или менять для дальняка, или что-то колхозить... Если в вашем путешествии много длительных перегонов, то всё будет испорчено, это однозначно. Пару дней можно перетерпеть, а вот неделю или месяц, или больше - будет трудно. Хотя, может дело привычки. Опять же, отсутствие нормальной ветрозащиты. На таких скоростях поток ветра, может, и не сильный, но грязь, песок, мошкара... Вы заманаетесь чистить шлем и экип. Я поставил на свой мотоцикл самое дешманское стекло и то стало немного лучше. Ну и по мелочи: дорожные кофры или сумки, раскладка груза, пассажир (если кто-то настолько фанат дальняков на малокубатурниках). ))) Это всё нужно колхозить. И лучше несколько раз проверить на коротких вылазках. Дорогие турэндуро вам сразу предложат все решения. Ну и что говорить про удобство и комфорт...
Замена масла
Как правило на таких мотоциклах замена масла происходит через каждые 1500 км. Вот и считайте. По-хорошему, учитывая, что в поездке мотоцикл будет работать на пределе, вам лучше поменять масло перед самой поездкой, потом в зависимости от километража, и в конце, когда вы вернетесь домой. Ну, если хотите, чтобы мотоцикл долго жил. За недельную поездку вы точно проедете тысячи 3 км или даже больше. Это проблема, если мотоцикл вам важен. На больших "туристах" период замены гораздо длиннее.
Легкость
Да-да! Легкие мотоциклы сдувает сильным порывом ветра. То, что вроде как должно быть плюсом, в какой-то момент может стать минусом. У меня такое было пару раз. Однажды я с пассажиром ехал по скоростной эстакаде. Порывы ветра были настолько сильные, что пришлось остановиться и переждать. Хотя, конечно такой ветер скорее исключение, но все равно. Например, встречная фура вас может шатнуть неслабо.
Выводы
Конечно, если есть возможность, то лучше брать что-то, что предназначено для дальних поездок. Какой-бы я поставил нижний порог входа в дальнобойные мотоциклы: крейсерская скорость 120, и запас для обгона. То есть максималка 140-150. Это, пожалуй главные критерии. Ну и посадка и удобное сиденье. Всё остальное опционально. Ветрозащиту можно приколхозить самому. На Алиэкспрессе есть всякое. Сумки, кофры - это всё на вкус и цвет, как говорится. А вот скорость и обгон важно для всех! 150ки хороши для города, по пробкам и в междурядье самое оно - легкий, маневренный, маленький. Но, если нет выбора, а точнее, если выбор стоит ехать на 125ке или не ехать вообще, то конечно ехать. Просто будьте готовы к тому, что это будет скорее испытание, чем путешествие. Хотя, дальняя поездка на мотоцикле это всегда испытание, но на малокубатурнике это будет испытание на прочность, испытание на ваш предел. И упаси вас Вселенная ехать на дальняк на 150ке со вторым номером. Она вам вам этого не простит!))) Разве что вы идеально совпали по желанию испытать себя!))) Надеюсь было полезно, если кто дочитал!))) Пишите свои впечатления, если у кого был такой опыт или спрашивайте, если собираетесь, будет прикольно обсудить!