Через 10–50 лет в мире будут распространены замкнутые экосистемы, когда внутри одной страны будет выстроен полный рециклинг электромобилей, полагает старший научный сотрудник отдела оптоэлектроники и полупроводниковой техники УрФУ Дмитрий Пелегов. Ученый рассказал, как создавать более экологичные электромобили и что можно делать с литиевыми батареями.
«Вопрос утилизации аккумуляторов электрокаров решается сейчас. Многие страны пытаются стать энергетически независимыми и либо переносят, либо запускают у себя мощности по переработке и созданию на основе переработанного материала новых аккумуляторов. Никто не хочет импортировать тот же литий или кобальт из других стран, потому что это еще один способ политического давления», — поясняет Дмитрий Пелегов.
На сегодня нет технических или экономических проблем, связанных с утилизацией, добавляет специалист. Развитие крупных мощностей по производству и утилизации электрокаров тормозит относительно небольшой рынок электрических автомобилей. Когда автомобилей станет больше, тогда и появятся замкнутые экосистемы.
«Трудно организовать большое производство, пока не накопилось большое количество батарей и электрокаров для утилизации. Но рано или поздно, через 10 или 50 лет, когда электрокаров на финальной стадии жизненного цикла будут миллионы, в странах появятся замкнутые экосистемы по рециклингу», — уверен Пелегов.
Главная экологическая задача на сегодня — производство чистой электроэнергии, от которой зависит, насколько экологически чистым в итоге будет и создание электромобиля.
«Мне часто говорят, что производство литиевых батарей для электромобилей грязное. Но это не так. К примеру, в Японии на заводе Panasonic по производству аккумуляторов для Tesla нет ни одной трубы, которая бы выбрасывала CO2, только большие ЛЭП и провода. Другой вопрос — как это электричество получают: насколько эффективны и экологичны способы производства электроэнергии. Так, для расчетов углеродного следа нередко в качестве примера берут производство машин в Китае. Да, Китай двигается к более чистой энергетике, но пока это делается медленно. Как для США всё — это нефть, так и для Китая всё — это уголь. Но если взять Европу, даже Германию, где доля того же угля в энергосистеме до сих пор высокая, то даже здесь электромобили окупаются с точки зрения загрязнения», — добавляет Дмитрий Пелегов.
УрФУ — один из ведущих вузов России со столетней историей, один из лидеров программы «Приоритет–2030», № 1 в стране по объемам приема. Расположен в Екатеринбурге — столице Всемирных летних студенческих игр 2023 года, городе-победителе отбора Правительства России на создание университетских кампусов. Вуз выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ).
УрФУ оперативный — в телеграм.