- Петровна, Петровна, открывай! - стучала палкой в окно Михайловна.
- Сейчас, иду, подожди ты. Не шуми! Я еще не встала даже! - откликнулась из комнаты Петровна. Накинув старый пуховой платок на плечи и взяв палочку, она поковыляла открывать дверь.
Раннее майское утро вдохнуло в дом Петровны запах весны. Солнце озаряло покосившиеся дома вокруг, в которых давно никто не жил.
- Чего, Михайловна? С самого утра то стучишь!
- Там Палыч заболел! Я к нему стучусь утром как обычно, а он не отвечает. Хорошо, что он дверь никогда на замок не закрывает. Зашла я к нему, а он лежит на своём диване. Спросила, чего это с ним, а он в бреду лежит то.
Давай, собирайся, пойдем вместе к нему.
- Ну и дела, последний мужик у нас в деревне. Заходи в дом, садись, я пока оденусь.
- Петровна, а лекарства то какие есть у тебя?
- Есть от температуры и от давления, а еще от поноса таблетки. Бинт есть и зелёнка. А у тебя есть что?
- Да тоже самое и трава есть сушеная. Ромашка, зверобой, мята, чабрец..
- Ну пошли, палку то не забудь свою!
Идти надо было через всю деревню. Правда дома то в ней были уже в плачевном состоянии, из прежней деревни на тридцать дворов осталось только три. Как в песне - три тополя не Плющихе. Петровне 80 лет, Михайловне 83 года, а Палыч самый молодой, 75 лет ему.
Именно Палыч и помогал двум старушкам по хозяйству.
У Петровны был сын, но мать ему не особо была нужна. Наследство то небогатое - полуразвалившаяся избенка в этой самой деревне. Женился он на девушке хваткой и Петровна в планы этой девушки (а сейчас уже женщины) явно не входила.
Хотя были у сына и его жены три однокомнатные квартирки на сдачу в аренду, но старую мать ни в одну селить не хотели. Да и дело это прошлое, женился то когда? Тридцать лет назад уж! С тех пор сын в деревне и не появлялся.
Михайловна тоже не была одинокой, у нее и сын был и дочка. Жили они далеко, в других городах и звали ее к себе. Но она относилась к тем старушкам, кто не бросает своего родного дома.
- Вот поеду в город и помру там. Здесь у меня дом, огород. Пусть и трудно, и тяжело ходить в старости, но заставляю себя, двигаюсь! А в городе в квартире сяду и вот сразу помру!
Ну а Палыч тот был бездетным, а жена у него померла лет пятнадцать назад.
Идут Петровна и Михайловна мимо покосившихся прогнивших домиков и даже уже и не спрашивают друг у друга:
- А помнишь, тут Миловидовы жили, у них еще девочка такая полненькая была, очень кошек любила и все коты к ним во двор шастали..
Или:
- А помнишь как в этом дворе свадьбу Аньке Зенцовой справляли?
Ну а чего вспоминать то, сто раз уж тут ходили и сто раз вспоминали.
Идут молча, любуются майской вылезшей ярко зелёной листвой.
На середине пути зашли в старую почерневшую часовню. Остались от нее только дырявые стены и наполовину распахнутая, покосившаяся, скрипучая дверь. Через дырки в стенах солнце лучами пролезает и освещает внутри всю бедноту и убогость. Иконы кто-то вынес, лампадки тоже. Остался только старый покосившийся аналой.
Петровна вытащила из кармана своей кофты две маленькие иконки и положила их на аналой.
- Давай, Петровна, за Палыча помолимся. Авось Бог услышит и даст ему здравие. А то мы без него то, как без рук будем. Дрова, газ заказать, починить что, Палыч нас выручает.
- Тебе то хорошо, Михайловна, ты к детям уедешь. А я получается одна в деревне то останусь!
- Не боись, со мной поедешь! Тогда и не помру в квартире то! Будем с тобой по городу гулять! Ладно, помолимся и пойдем. А то мы и так как две черепахи плетемся.
Наконец дошли до дома Палыча.
Палыч лежал весь горячий. Поставив ему градусник, старушки стали ждать. Температура была высокой.
- Палыч, давай скорую вызывай, где тут у тебя телефон то.
Телефон мобильный был у них на троих и заведовал им Палыч.
- Ага, вызывай, разбежались, - откликнулся Палыч. Забыли что ли, что тут связь то не ловится. Надо идти к Федькиной хибаре, от нее через поле и там на холм забраться. Да и это. Не поеду я в больницу. Здесь вылечусь. Давайте мне чая с малиной.
Старушки захлопотали, засуетились. Печку растопили, чая налили, Михайловна тесто сразу намешала для блинов. Таблетку дали Палычу от температуры. Ночевать решили у него, чего уж ходить туда-обратно.
Утром Палыч тяжело кашлял и ему явно было хуже. Дав таблетку от температуры еще раз, старушки нашли в ящике комода телефон и двинулись на холм, находящийся за федькиной халупой.
Решили звонить Василию, чтобы продукты и лекарства привез. Василий сам здесь когда-то жил, а сейчас занимается тем, что на ржавой машине продукты возит по деревням, правда и цены у него не маленькие. Но для трех стариков Василий был спасителем.
На холм еле поднялись, хорошо дерево поваленное было, сели отдохнуть.
- Вася, алло, это Ирина Михайловна из Лесной! Васенька, ты не мог бы лекарства нам привезти?
- Не мог бы, - грубо сказал Василий, - по графику я к вам только через десять дней приеду! Мне в одну вашу деревню ехать невыгодно! .
И Вася отключился.
- Давай моим позвоним, дочке. Спрошу у нее что делать, сказала Михайловна и набрала номер дочери.
- Даже не думайте его сами лечить, он человек тоже пожилой, вызывайте скорую. И поменьше слушайте своего Палыча. И прошу тебя, мама, поехали к нам жить! Ведь и ты можешь заболеть!
- Нет, не поеду, пока сама хожу точно нет, - отрубила Михайловна и отключилась.
- Ну, Петровна, что делать будем?
- До завтра подождём, если что скорую вызовем.
Вернулись они в дом к Палычу. Три дня ему салом грудь растирали, курицу зарубили, бульоном отпаивали. Палычу все не легче. Сам уже попросил скорую вызвать. Машину ждали долго, приехала она ночью. Врач был уставший и нервный, накричал на старушек, что они тут человека с пневмонией погубить мол захотели. И Палыча увезли.
Каждый день старушки в часовне о нем молились, так и прошел месяц. А через месяц вернулся здоровый Палыч, с тортом и конфетами. Сидели они у него за столом, лакомились. Палыч им сказал: женился бы на ком-то из вас, да вот выбрать тяжело!
Посмеялись, да и продолжили дальше жить, так и держались друг за дружку.
Ну а дальше... Первая ушла Михайловна, похоронили ее на местном кладбище. Затем ушла Петровна. Ну а Михалыч оформлен был в дом престарелых, где он жил до своих последних дней, помогая в мелком ремонте.
Деревня осталась пустой и только скрип покосившейся двери в часовне порой раздавался от ветра и разносился по ближайшим заброшенным домам.
Другие интересные рассказы читайте по ссылкам ниже:
Помоги автору продвинуть канал на Дзен. Автор лишен возможности работать в офисе, потому что ухаживает за своей 87 летней мамой. Помочь можно так: подпишись и лайкни! Спасибо тебе! Дзен за это перечислит пару рублей автору.