Уважаемые читатели, усаживайтесь поудобнее, запасайтесь чаем и печеньками. Рубрика "Интервью с писателем" снова в эфире. В гостях у канала "Уголок книголюба" писательница Мария Мельникова. Мария пишет преимущественно для детей и подростков, но её книги рекомендую прочесть и взрослым. Почему, вы поймёте во время интервью.
Мария, рада приветствовать Вас на канале «Уголок книголюба» и благо дарю, что согласились на интервью.
Мария, расскажите, пожалуйста, о своём писательском опыте – с чего он начался? Вы с детских лет что-то писали и сочиняли? Или писательство пришло уже в зрелом возрасте?
В начальной школе я завела толстую тетрадь с твёрдой серой обложкой и записывала туда очень нравоучительные, очень правильные сказки про принцесс. Я думаю, мне было необходимо избавляться как-то от того, чему меня пыталась научить мама, в жизни я это не применяла, поэтому «перевоспитывала» в своих сказках дурных принцесс.
В школе больше единицы за сочинения я не получала. Мне было выгоднее их не писать. Нет сочинения — двойка. Написала — единица. На целый балл меньше, а труда вложено больше. Да, такая у меня была прекрасная учительница! Она меня ела за всё поедом. Но я помню, как восхищалась её красотой и плакала на выпускном чаепитие от того, что больше никогда её не увижу, так что даже пироженка не проглатывалась, когда наш класс торжественно поздравляли с переходом в среднюю школу.
Писателем я никогда не собиралась становиться. Даже и мысли такой не было.
Однажды, в очень хороший солнечный день я ехала на машине. У меня было прекрасное настроение, я даже что-то напевала. Вдруг пришла мысль, что приближается Юбилей Победы — 65 лет — это очень серьёзная дата, прошла практически целая человеческая жизнь со Дня Победы, и если я хочу узнать о Великой Отечественной войне правду, нужно скорее, прямо сегодня, сейчас начать расспрашивать ветеранов, участников войны, фронтовиков, тружеников тыла, узников, детей войны, записывать их воспоминания и посмотреть на войну их глазами, скоро это уже станет невозможно! Фактами жонглируют, кто как хочет! Важны живые свидетели и их свидетельства. А ещё очень важно помнить о войне и бояться её. Это залог мира.
Я думала, когда умрёт последний ветеран — о Второй мировой войне перестанут вспоминать, и она станет очередной вехой истории. Ветеранов становится всё меньше — но поднялось великое движение — Бессмертный полк! Это было уникальное поколение людей, которое смогло выстоять в той ужасающей войне, кошмарных условиях и вообще не сдаться. И сейчас, уже мёртвые, они всё равно встают и идут на нашу защиту, чтобы и наш дух был крепок.
А тогда я попыталась сделать, что было мне под силу, чтобы сохранить память о войне и Победе. Полгода я записывала интервью с участниками войны, и на основе этих правдивых и очень сложных рассказов написала книгу «Разве можно это забыть». То, что я увидела, оказалось гораздо страшнее, чем я думала. Я чуть не утонула в бездне горя. Я долго не могла выбраться оттуда, долго болела, и много лет потом не могла 9 мая выйти на улицу, слышать военные песни, стихи, лозунги — это Праздник со слезами на глазах! Это я знаю точно!
Книга «Разве можно это забыть» состоялась и начала жить своей жизнью. Первый тираж издала администрация посёлка, в котором живу и я, и все мои Герои. Книга стала подарком ветеранам на Юбилей Победы.
Был такой случай, о котором я никому никогда не рассказывала. Я проводила в библиотеке вечер, посвящённый 65-летию Победы. Читала стихи, пела военные песни, была и небольшая презентация только что вышедшей книги «Разве можно это забыть». На вечер приехал один из тех, о ком я писала в книге, Николай Дмитриевич Сергеев. В конце вечера Николай Дмитриевич подошёл ко мне и к моему розовому весеннему платью прикрепил памятную медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», и вручил удостоверение, выписанное на моё имя! Такие юбилейные медали мне достались в память о моей бабушке, которая прошла войну! И вдруг я получила свою медаль! Военную! Я не берусь описать, в каком я была шоке. Сколько лет прошло с тех пор, я впервые вообще смогла об этом рассказать…
В 2013 году книгу «Разве можно это забыть» переиздали, по благословению игумении Иларионы (Феоктистовой) в Константино-Еленинском монастыре. В 2014 году книга удостоилась премии святого благоверного князя Александра Невского. Очень высоко её оценили организаторы премии и великий писатель, наш современный классик — Николай Михайлович Коняев.
До самой смерти Николай Михайлович принимал горячее участие в моём творчестве, боролся с моей неуверенностью в себе, всегда называл состоявшимся писателем и вдохновлял наконец собраться с мыслями и двигаться дальше. Расстраивался, что я не хочу вступать в Союз писателей. Думаю, Николай Михайлович боялся, что я потеряюсь одна.
Когда рядом родители — мы до последнего остаёмся детьми. Когда рядом был такой Наставник, как Николай Михайлович, я, конечно, никак не могла переступить черту ученичества, и совершенно не видела себя писателем. И хоть на тот момент был пройден уже большой путь — я окончила двухгодичные курсы Литераторов в Институте культурных программ, работала много лет редактором — писать для меня было делом случая, производственной необходимостью или развлечением. У меня есть совершенно невообразимые повести и рассказы того периода, самая интересная, наверное, это повесть «Кот в саквояже» — сказка для взрослых, местами жутковатая, но романтичная, с сиренями, старинной усадьбой и совершенно авангардным сюжетом. Когда-нибудь соберусь и опубликую её на ЛитРесе.
А потом внезапно Николай Михайлович ушёл. И тогда я повзрослела. Мгновенно!
Дальнейший писательский путь пришлось пройти в одиночестве, опираясь на память Николая Михайловича, исполняя заветы. Я определилась как писатель — пишу книги для детей и подростков, сотрудничаю с издательством АСТ, вступила в Союз писателей России.
Мария, огромная благодарность, что поделились своими личными переживаниями и ощущениями. Я думаю, Николай Михайлович рад,что Вы не остановились на достигнутом и двигаетесь дальше.
От себя добавлю, что очень рада знакомству с Вами. Ничего в жизни просто так не происходит, уверена в этом. И мы встретились около полутора лет назад на просторах интернета совсем не случайно.
Мария, с какого произведения Вас заметили как писательницу? Начали издавать?
У меня много рукописей, которые я оправляла в чёрную бездну под названием издательский самотёк, из которой так и не пришло ни ответа, ни эха, ни отзвука. Хотя однажды, когда я послала в редакцию свою сказочную повесть с фэнтезийным миром, с драконами, лесными феями и жасминовыми эльфами, мне через некоторое время ответили, что было бы очень неплохо, если бы я написала книгу: «Мой папа-милиционер». Я была в ярости!
Только много позже я поняла, что то издательство заметило мой авторский потенциал и фактически предложило сотрудничество в том направлении, которое у них было. Но тогда, я была в шоке! Тогда я была совершенно оскорблена. Вообще, нет ничего страшнее непонятого гения :)
Снять розовые очки и посмотреть на действительность удалось только, когда я пошла на курсы «Мастер текста», которые уже десять лет успешно существуют и развиваются при издательстве «Астрель-СПб». Сначала, послушав лекции, я думала, что все мои мечты и надежды рухнули, но потом оказалось, что жить-то удобнее, когда понимаешь, где находишься. Александр Александрович Прокопович, главный редактор «Астрели» (а это одна из редакций издательства «АСТ»!), даёт шанс абсолютно всем, и не только призрачный шанс, но и все возможности!
Огромное спасибо лично Александру Александровичу, нашему Сен Сею, и, конечно, всей редакции «Астрель-СПб». Книга — это труд очень многих людей!
Сейчас редакция «Астрель-СПб» готовит к выпуску уже четвёртую мою книгу. Это, я считаю, неопровержимое доказательство слогана курсов «Ваши имена на обложках книг!» и открытости издательства для новых авторов.
Первая моя книга вышла в 2019 году в серии «Библиотека вундеркинда» — это был познавательный детектив «Психология на пальцах». Мальчики ведут расследование, опрашивают свидетелей — и все им врут! Нужно распутать целый клубок хитросплетений! Мимика и жесты человека всегда говорят правду. А самое главное, очень важно обращать внимание на то КАК человек говорит, а не ЧТО он говорит. Это важно для безопасности, чтобы не оказаться в ловушке. Такая была идея и такая была книга. Сейчас «Психология на пальцах» продаётся только на ЛитРесе в электронном виде.
Мария, благо дарю за развёрнутый ответ. Это и правда выводит из состояния равновесия, когда издательства игнорируют рукопись. Отсылала, знаю:) Но уже давно бросила это занятие и просто собираю в кучу тематические рассказы, чтобы потом выложить в самиздате единым сборником.
Давно посматриваю в сторону курса "Мастер текста", но пока не готова к той работе, которая предстоит во время обучения. Ваш пример достоин подражания или волшебного пенделя к действию (камень в мой огород:).
Книгу "Психология на пальцах" обязательно приобрету на Литрес. "Крёстный ход над Невой" там уже купила.
Мария, с Вашими произведениями мы с детьми начали знакомство с книги «Пикник в Чумном форту». Отличная подростковая повесть в стиле хоррор. Как вам пришла идея написать такое произведение? Помог какой-то случай или Вы целенаправленно вынашивали эту идею?
«Пикник в Чумном форту» — это вторая книга, вышедшая в АСТ. Среди выпускников «Мастер текста» объявили конкурс повестей в духе Стайна. Меня это зацепило, потому что задача интересная! Я подумала, смогу ли я написать такой текст, который кого-нибудь напугает? В кино гораздо проще добиться этого эффекта, чем в тексте, когда есть только буквы и всё.
Идей вообще не было. С творчеством Стайна совершенно не знакома. Из-за огромного багажа страхов, которые тащу из детства, никогда не читала страшных книг, кроме Эдгара По, и не смотрела хоррор-фильмов. Спросила у сына, он в двух словах ввёл меня в тему ))
И я призадумалась, о чём мне-то писать?
Надо сказать, что «мозговой штурм» больше двух минут у меня никогда не длится. Хлопок. Вспышка. И в голове я вижу яркий фильм с мельчайшими подробностями. Это захватывает, это восхищает. Этим эмоциям нет аналога в обычной жизни. Это аванс, чтобы потом много-много часов сидеть и работать, потому что после идеи начинается труд, нужно свести на минимум разницу между тем, что я вижу в голове и тем, что написано передо мной на бумаге.
Я написала «Пикник в Чумном форту» за двадцать дней и отправила в редакцию. А буквально через несколько дней понеслись страшные новости про коронавирус из Китая. «Чума двадцать первого века!» Потом и у нас. Эпидемия. Всё закрыто-перекрыто. Липкое прикосновение чумы на руках — а я уже об этом писала в своей книге! Прибегаешь домой и моешь-моешь руки, покупки… Дезинфекция. А я и о ней уже писала. Очень странное было ощущение — заново переживать кошмары своей книги только в быту, только в своём собственном доме.
Вы знаете сюжет «Пикника», и знаете, Кто главные Герои повести, поэтому, наверное, поймёте мой порыв — когда книга отправлялась в печать, я попросила поставить на титульном листе посвящение — «Эту книгу я посвящаю медикам, которые второй год борются за наши жизни».
Это действительно удивительное совпадение и я очень хорошо понимаю Ваше состояние на тот момент, Мария. Мне и самой порой страшненько, если вдруг сбывается что-то нехорошее после моего "прогноза". А тут такое глобальное событие на всю планету. Поэтому да, медики до сих пор работают в авральном режиме, но уже по другой причине.
Мария, мы уже упоминали выше о книге "Разве можно это забыть". Будет ли переиздание на бумаге? Очень хочется такую книгу в физическом виде, потому что это наша память, наше наследие.
Книга «Разве можно это забыть» — это первая моя книга, это книга, которая изменила меня и всю мою жизнь, благодаря ей я стала писателем.
В этой книге, как я уже говорила, есть несколько разделов — участники войны, блокадники, труженики тыла, узники, дети войны. Каждый видел войну со своего ракурса, со своего роста, возраста, положения. Это очень страшно! Во второе издание вошли художественные рассказы о войне и повесть «Солдат из сказки» — мне нужно было переболеть и переосмыслить услышанное.
Может быть, когда-нибудь она будет переиздана в третий раз. Я бы этого очень хотела! Рассказ «Вальс в землянке» вошёл в сборник рассказов «О любви» и был издан в издательстве АСТ.
Будем надеяться,что книгу переиздадут и она станет доступна для всех желающих.
Мария, Вы пишите книги для разного возраста. Но всё-таки для подростков больше. Совсем скоро выйдет книга «Жалейка», которую мы очень ждём со старшим сыном (он главный ценитель «Пикника в Чумном Форту»). Расскажите в двух словах о чём произведение и почему его стоит прочесть?
Одна моя знакомая, которая много лет проработала учителем, прочитав рукопись «Жалейки», сказала такую фразу: «Такие книги нужно читать, чтобы сдирать с души коросту, чтобы душа оставалась живой».
«Жалейка» — это серьёзная книга о громадной и непобедимой детской любви и смерти. О потери, о прощении и примирении.
Здесь есть динамичный, местами жутковатый, необычный сюжет, который будет интересен подросткам. Они предпочитают именно это. Но есть и другое. То, отчего мне, взрослому человеку, говорить о «Жалейке» больно. Тот, кто терял любимых, меня поймёт.
В «Жалейке» много слоёв, люди разного возраста и прочитают её по-разному, на разных уровнях. Если читать её вместе с детьми, то будет потом, о чём поговорить.
Мария, спасибо за краткий обзор книги. Наверное будем читать вместе со страшим, чтобы обсудить. Младший пока не очень любит произведения с налётом мистики. Как взрослый человек, я и от "Пикника" осталась в восторге.
Мария, спрошу ещё об одной подростковой книге «Крестный ход над Невой». Она есть у меня на Литрес, будет ли переиздание на бумаге? Попрошу и об этой книге рассказать – почему захотели написать об этом и почему советуете её прочесть?
«Крестный ход над Невой» — сложная, но светлая книга. Она издана на бумаге, но очень малым тиражом и продаётся только в Санкт-Петербурге, в храме преподобного Серафима Саровского (в пос. Песочный).
Когда-нибудь, может, и «Крестный ход над Невой» издадут большим тиражом, и эта книга станет более доступна читателям. Она стала лауреатом Патриаршей премии «Просвещение через книгу» в номинации «лучшая книга для детей и юношества» в 2021 году.
Двадцать пять лет я живу недалеко от Левашовской пустоши. Это место массового захоронения жертв политических репрессий 1937–1938 года. Под репрессии попали очень разные люди. Есть те, кто погиб из-за любви к Богу. О них, о святых нашего времени, о свете, который побеждает тьму, о Крестном ходе святых над нашим городом, о наших небесных защитниках моя книга «Крестный ход над Невой».
На Пустошь я приходила подростком, проводила там много времени, размышляла. После того, как я написала книгу о Левашовцах, переживших войну, я решила, что обязательно должна написать книгу и о Левашовских Новомучениках. Но сначала я хотела научиться писать. Именно для этого я пошла сначала на одни курсы, потом на другие. Училась я очень много лет! И вот обстоятельство сложились так, что я наконец решилась.
Тема репрессий очень тяжёлая. Читать об этом нелегко, но писать ещё тяжелее, потому что всё это нужно пропустить через себя и не один раз.
Мария, огромное Вам спасибо и низкий поклон за Ваш такой нужный труд и за книги о Левашовцах выживших, и Левашовцах, отдавших свою жизнь за веру, за идею, и о тех, у кого жизнь отняли просто так.
От такой сложной темы хочу перейти к более лёгкой и приятной.
Замолвлю слово и о детской книге «Уж-ас в криминальных сводках». Детектив получился интересный, город, в котором жил Кайт (он же уж-ас) оказался весьма своеобразным и суетливым. Есть ли прототип у города и книжных героев? Как возникла идея написать такую прикольную историю?
Я люблю экспериментировать! Люблю решать сложные задачи, идти по самому непростому пути. И мне очень нравится писать детективы.
Город ужа-аса — это моя гордость! Здесь стимпанк совершенно оправдан — как иначе, без ярусов, слоёв, разводных мостов, передвижных площадок и дирижаблей смогут жить в одном городе разные по размеру животные? Никак! Это неудобно и небезопасно! Даже в лесу, каждый зверёк обитает на своём этаже и никогда не посягает на другой. А это город!
Прототипов у моих персонажей нет. Хотя, если признаться честно, морской свин Боб очень похож на меня! Я ненавижу путешествовать, не могу запомнить соседние улицы, могу заблудиться в доме и обожаю пить чаёк из своей любимой чашечки.
Свин Боб очень милый. И несмотря на нелюбовь к путешествиям, спас ужа-аса из заключения и помог найти лягушат. Вообще Боб отличный друг и помощник:)
Мария, Вы живёте в городе на Неве, что откладывает определённый отпечаток на характер и образ жизни. Ваши книги большей частью пронизаны любовью к Санкт-Петербургу и Ленинграду. Вы планируете в дальнейшем писать книги, в которых будет фигурировать любимый город?
Я действительно очень люблю свой город! Он такой красивый, пропитан тайнами и мистикой, пахнет дождём, морским ветром, корюшкой и кошками. У нас постоянный холод и штормовые предупреждения, наводнения и подтопления, сырость и плесень. Петербург парадный и прекрасный, но в то же время мрачный и чахлый. И я люблю его целиком.
Сейчас я начала писать цикл книг — «петербургский подростковый детектив».
Здесь Петербург не просто «город N», и не город с открытки, а такой, каким я его знаю и люблю. Я в пятом поколении петербурженка, я чувствую свой город, он у меня в душе, в крови, в пульсе.
Мистика нашего города — одно из главных действующих лиц сюжета. Работать над этим циклом — просто наслаждение! Первую книгу, в которую вошли две повести, я уже написала. Рабочее название «Двуликие. Мост призрака. Возвращённая жизнь». Книгу отправила в издательство, пока жду ответа.
Здорово! Ждём с нетерпением выхода первой книги из этой серии. Очень надеюсь, что всю серию издадут, и у нас будет возможность насладиться Вашим прекрасным слогом, невероятной атмосферой загадочного города и погрузиться в детективный сюжет.
Мария, после выхода «Жалейки» есть ли следующая книга в работе? О чём она будет – буквально в двух словах?
Кроме «Двуликих», а в этом цикле будет несколько книг, я сейчас работаю над двумя книгами про ужа — «Уж-ас в застывшем городе» и «Уж-ас в рабстве». Для меня истории про ужа — это лекарство от хандры, таблетка бодрости. Одно только упоминание этого мира, уже неизменно повышает мне настроение.
Если говорить про хоррор, то есть одна очень интересная задумка, по духу очень похожая на «Жалейку», но о ней пока рассказывать рановато.
Благо дарю за то, что поделились творческими планами, мыслями и эмоциями. Будем ждать выхода следующих Ваших книг и переиздания уже написанных.
Мария, в завершение интервью, спрошу – что Вы хотите пожелать читателям?
Как Петруша, мой любимый персонаж из книги «Крестный ход над Невой», я хочу пожелать всем радости!
Ну а читателей просто поблагодарить от души за то, что они есть! Что они существуют! Спасибо!
Мария, большое спасибо за содержательное интервью!
Творческих успехов Вам, неиссякаемого источника идей и сил для их воплощения!
Уважаемые читатели, благо дарю, что были с нами:)
Рецензии на книги Марии Мельниковой:
Подборка интервью с писателями: