Я долго не решалась написать об этом человеке. Слишком известный, слишком эпатажный, слишком талантливый - как говорили про него. Много всего слишком.
Ну а что он мог сделать, если жил только музыкой, он не мог не писать песни, как не мог не дышать. Французский Высоцкий, - как сказал про него кто-то из русских. Он и жизнь проживал так же, не жалея себя и разрешая обыкновенности другим.
"Любимец публики и женщин", - это про него. Причем, внешность у этого певца была очень специфическая, но дамы не обращали на это внимания, перед его харизмой устоять было сложно .
Серж Генсбур родился 2 апреля 1928 года, в семье эмигрантов из Феодосии. Родители его назвали Люсьеном или просто Лулу.
Он терпеть не мог это имя, и когда решил строить сценическую карьеру, решил назваться Сергеем, в честь своего кумира Сергея Рахманинова.
А по французски Сергей - это просто Серж. И фамилию тоже немного изменил, что конечно же, не понравилось родителям, но что они могли поделать?
Отец Сержа - Иосиф Гинзбург был очень талантливым пианистом и композитором, он мог сыграть любую песню, на слух, без нот. Мать - Ольга Бессман, певица, закончившая Санкт Петербургскую консерваторию.
В их доме всегда звучала музыка. Самая разнообразная, и современная, и классическая. С детства он рос в атмосфере доброго юмора, умных ироничных высказываний. В ореоле любви и веры в его талант.
Мог ли мальчик из такой семьи выбрать себе другое поприще, кроме музыки? Хотя в юности, Серж подумывал стать художником, учился живописи, пропадал на Монмартре с мольбертом.
Там кстати, он и познакомился со своей первой женой, Элизой Левицкой, талантливой художницей. Ей Серж посвятил песню "Элиза".
Молодость, веселые пирушки, грандиозные планы по завоеванию Парижа, все это было. Элиза думала, что Серж остепенится и станет примерным семьянином.
Но случилось с точностью наоборот, он забросил живопись, начал писать песни и стал популярным мгновенно. Его красивый вальс La Javanaise напевали все, и по радио крутили чуть ли не каждый день.
Его песни восхищали или раздражали, часто шокировали, но не оставляли равнодушным. Генсбур мастерски играл словами, придавая фразам двойной смысл, его песни это провокации на грани фола. Чего стоит Марсельеза написанная в стиле рэгги!
После выхода этой песни разразился скандал: как можно покушаться на святое! Это гимн республики, его нельзя коверкать.
Что сделал Генсбур. Он выкупил ( за довольно приличные деньги) самый первый текст Марсельезы, написанный лично Роже Лилем.
В рукописном тексте, рукой автора, после второго куплета было так и написано: "Au armes citoyens et ctr "
- Видите? Я ничего не коверкал. Я ближе к оригиналу, как никто... Генсбур, со своей неизменной усмешкой, потряс перед журналистом листом с текстом. От него отстали.
Вторая жена Сержа, Франсуаза Панкрацци, смогла выдержать рядом с ним всего два года. Для Генсбура всегда на первом месте было творчество. На втором друзья-коллеги. А для семьи оставалось немного места. Брак продлился с 1964 по 1966г.
В 1967 году Серж чувствовал себя опять свободным и счастливым, в это время все обсуждали его роман с Бриджит Бардо, хотя и Бриджит и Серж все отрицали.
В 1968 году Серж встретил очаровательную англичанку Джейн Биркин и та тоже не устояла перед обаянием певца. Ей 28, ему 41, но они ощущали себя ровесниками.
Серж и Джейн стали самой модной парой во Франции. Не было журналиста, кто бы не мечтал бы взять у них интервью или сделать красивое фото.
Биркин ушла от Генсбура в 1980м году, сказав, что это больше не тот человек в которого она влюбилась 12 лет назад.
На большинстве фотографий Серж держит в руке сигарету. Да, в то время курили многие, но не в таком количестве, как он. И я нашла свидетеля, кто видел Сержа вживую, наш сосед Эрик это подтвердил. Он рассказал, как встретился однажды с Генсбуром в Париже.
Эрик тогда учился в лицее и возвращаясь после учебы (если были карманные деньги) он с друзьями заглядывал в кафе, поиграть в бэби-фут, настольный футбол. Во французских кафе, почти во всех, раньше всегда были такие развлечения. Но в тот день, хозяин остановил мальчишек на пороге.
- Кафе закрыто, у нас специальные гости.
- Но мне нужно отыграться, вчера я проиграл вчистую, а сегодня выиграю! - заявил Эрик. Его приятель усмехнулся:
- Может быть..
Генсбур услышал разговор и сказал:
- Пустите ребят, пусть поиграют.
И даже заплатил за их матч. Ребята играли, но краем глаза посматривали на "специальных гостей". Генсбур не выпускал сигареты из рук, тушил одну и через минуту закуривал следующую, эмоционально разговаривал с друзьями, размахивал руками, шутил и веселил всех.
Как сказал кто-то из его друзей: "Серж бросал сигарету только для того, чтобы спеть"
Французы его обожали. И любят до сих пор, его моgила самое посещаемое место на кладбище Монпарнас. Там всегда лежат цветы и стоят свечи.
Можно почитать также: