Найти тему

Внутренний ребенок в психологии

Оглавление

В психологии понятие "внутренний ребенок" описывает эго-состояния или части личности, которые возникают из детских воспоминаний и переживаний. Эти части сохраняются во взрослой жизни и влияют на поведение и эмоциональное состояние взрослого человека.

Звучит как-то сложно, давайте разбираться на примере :)

Знакомьтесь - это Наташа, ей 32 года. В субботу она с собакой гуляла по парку, слушала пение птиц, радовалась почкам на деревьях, смотрела на солнце, получала наслаждение от только что купленного мороженного и балдела от прекрасной погоды ☺

Важно, что все эти эмоции Наташа испытывала бессознательно. Она не торговалась с собой поводу калорий, не думала - уместно ли сейчас улыбаться, и достаточно ли прилично сейчас слушать птиц.

Она просто шла и делала это, потому что ей так хотелось, совсем как в детстве. Это и есть состояние внутреннего ребенка.

Но вот наступил понедельник. Наташа оделась с иголочки, достала новые белые туфли и поехала на собеседование. Ей предстояла важная встреча, Наташа претендовала на позицию HR бизнес партнера.

Погода подвела, пошёл дождик. И только Наташа спустилась в метро, как на платформе мужчина в грязных ботинках наступил ей на ногу. Он кстати чем-то был похож на ее брата, с которым они все детство дрались и конкурировали за родительское внимание.

Наташа не задумываясь крикнула на него. Внутри все горело, тело трясло, она, мягко говоря, злилась. А если точнее – была в ярости.

Опять же Наташа злилась «на автомате», если бы она смогла притормозить себя в этот момент, но она бы была более вежлива. В конце концов, вдруг этот мужчина окажется ее потенциальным начальником. Но эта реакция случилась автоматически, бессознательно. Эта эмоция тоже принадлежит внутреннему ребенку.

Наташа долго не могла успокоиться и целый час, пока ехала в метро, думала об этом инциденте. Кулаки ее невольно сжимались, а щеки горели.

Наконец, пришло время выходить из поезда и она силой заставила себя переключить внимание на будущее интервью.

Наташа зашла в бизнес-центр, согласно этикету поздоровалась и слегка улыбнулась. И завела небольшой разговор с встречающей ее девушкой, тщательно обдумывая каждое слово. За контакт с реальностью отвечает эго-состояние внутренний взрослый.

Еще несколько минут и Наташа встретилась со своим интервьюером. Hr-директор Елена Владимировна, худощавая женщина в строгом костюме с минимум макияжа и грозным взглядом, смотрела на Наташу через толстые линзы очков совсем, как учительница в первом классе.

Наташа понимала, что сейчас надо приветственно улыбнуться и начать разговор. Но сама не понимала почему, у нее не получалось вымолвить не слова. Тело сжалось, плечи осели вниз и она себя чувствовала словно маленькая девочка, которую сейчас будет отчитывать грозный педагог.

Наташа с трудом из себя выдавила слабосвязанный рассказ о своем опыте, умолчав про все достижения, зато зачем-то ляпнула про путаницу с документами, которая случилась по ее вине на последнем месте работы. Так и не задав уточняющих вопросов про вакансию Наташа на ватных ногах стала медленно уплыла в сторону двери.

Хотя она и понимала, что ведет себя глупо. Сделать иначе у нее не получилось – у руля личности стояла внутренняя девочка.

Но все все эти эмоции и состояния, которые испытывала Наташа очень отличаются... Неужели и правда все это внутренний ребенок?

Да, все дело в том, что внутренний ребенок бывает нескольких видов – свободный, травмированный и адаптивный.

Свободный внутренний ребенок – это истинная природа человека. Его настоящая сущность. Он отвечает за уровень энергии, способность радоваться и наслаждаться жизнью, интерес, интуицию, креативность и творчество. Именно в состоянии свободного ребенка наша Наташа гуляла по парку.

Травмированный внутренний ребенок - это часть личности, которая пережила удар судьбы и не справилась, т.к. стресс оказался слишком сильным. Именно в состоянии травмированного ребенка Наташа оказалась на интервью. Внешний вид HR директора послужил триггером, который выпустил на волю ее травмированную нападками школьной учительницы семилетнюю девочку.

Травмированный ребенок обычно находится в возрасте, когда случилось происшествие. Мозг и тело устроены так, что на косвенные знаки, которые напоминают драматические события в прошлом (триггера) реагирует так же, как и в момент самой травмы.

Левое полушарие мозга перестает нормально функционировать, зона Брока (которая отвечает за речь) блокируется, человек буквально теряет дар речи и утрачивает способность логически мыслить. Кроме того, мозг передает сигнал телу и то реагирует выбросом гормона стресса, провоцируя одну из трех реакций "Бей", "Беги" или "Замри". В состоянии травмированного ребенка тело замирает. Реакции страха или нападения более характерны для адаптивного ребенка.

Адаптивный внутренний ребенок - эта та часть личности, которая приспособилась под травматическую ситуацию. Чаще всего мотивом к действию для адаптивного ребенка оказываются эмоции страха или гнева (реакция бей-беги). Примечательно, что человек может не иметь доступа к этим эмоциям, не чувствовать их, словно их совсем нет. Тогда они управляют человеком прямиком из бессознательного, минуя сознательный контроль и чувственный опыт.

Задача адаптивного внутреннего ребенка сделать все возможное, чтобы человек не столкнулся со своим травмированным ребенком. Поэтому он закрывает доступ к травмированному ребенку и одновременно блокирует истинную природу человека (свободного ребенка). Например, человек прокрастинирует работу над новым проектом, и каждый раз переносит сроки. Потому, что адаптивный ребенок боится провала.

Так вот, адаптивный ребенок всегда прячет травмированного внутреннего ребенка. Столкновения с которым так боится адаптивная часть.

Вернемся к примеру с Наташей. Когда мужчина, походивший на ее брата, наступил ей в метро на ногу, она оказалась в состоянии адаптивного ребенка.

В детстве Наташа конкурировала с братом за любовь мамы. А когда родителей не было, старший брат издевался над маленькой Натой, иногда бил ее, отнимал кукол и грозил, что если она будет жаловаться, то будет еще хуже. Маленькая Ната верила и боялась...

Поэтому в ситуации, когда мужчина с внешностью брата наступил ей на ногу, активировалась старая детская травма. Чтобы Наташа не почувствовала себя вновь маленькой затравленной девочкой, прямо из бессознательного минуя внутреннего взрослого, отработал адаптивный ребенок наорав на неуклюжего мужчину.

"Выход" адаптивного ребенка сопровождался выбросом гормонов стресса. Поэтому пульс подскочил, а кулаки словно сами сжались, как буд-то события из прошлого происходят прямо сейчас.

Помните, что Наташу еще долго не покидали мысли об инденте, чтобы прийти в себя после адреналиновой реакции телу и психике требуется время.

Ну так стало понятнее... А как же помочь травмированному и адаптивному внутреннему ребенку?

Для того чтобы осознать реакции адаптивного внутреннего ребенка и исцелить травмированного внутреннего ребенка был создан метод "Терапия внутреннего ребенка".

Поскольку внутренний ребенок проявляется в автоматических реакциях, минуя сознательный контроль, прямо из подсознания, то для его исцеления требуется проработать бессознательные внутренние конфликты.

Мы рекомендуем начинать проработку внутреннего ребенка с практик осознанности - с наблюдения за своими телесными и эмоциональными реакциями.

Как это сделать мы рассказываем на бесплатном курсе "Встреча с внутренним ребенком". Затем необходимо исцелить детскую стрессовую ситуацию, которая спровоцировала появление травмированного и адаптивного внутреннего ребенка. Это можно сделать при помощи техник направленной визуализации, через речь или "разыгрывание" внутреннего конфликта в группе или наедине с психологом. Важно соединиться с детскими эмоциями в каждой конкретной ситуации, перепрожить ее и переосмыслить происходящее. Затем сформировать новые возможные способы реагирования на происходящее и интегрировать их в жизнь.

Понять, как работает метод поможет отрывок из консультации в методе "Терапия внутреннего ребенка".

Таким образом, техники работы с внутренним ребенком помогают лучше понимать свои эмоции и потребности, а также развить более здоровые способы поведения и межличностного взаимодействия. Такой подход помогает сосредоточиться на чувствах, которые возникают в эго-состоянии внутренний ребенок и переписать сценарий своей жизни.

__________

© Александра Буряева (Северюхина)

Telegram-канал - https://t.me/buryaeva