Передо мной- третий (и последний) зал музея. В нём представлены изделия завода послереволюционного времени.
Честно, я планировала этот зал пробежать по-быстренькому, просто, чтобы иметь общее представление об экспозиции. Да какое там!.. Никак не ожидала, что советский фарфор окажется таким увлекательным!
Национализированный завод с приходом новой власти не умер. Он продолжил своё производство в духе времени и новой идеологии. Изначально планировалось выпускать изделия с агитпризывами для массового использования в быту. При этом даже тарелки должны были выполнять пропагандистскую функцию. Забавно, наверное, было бы есть кашу, глядя на надпись «Кто не с нами, тот против нас». Но этого не случилось. Идея оказалась дорогостоящей. В результате, экспериментальная посуда с большевистскими лозунгами осела в частных коллекциях.
Надо отметить, что первое время использовали оставшиеся царские фарфоровые заготовки (называемые бельём) и на таких изделиях иногда можно увидеть клеймо серпа и молота рядом со знаком Николая ll, например.
Много известных (и не очень) художников расписывали новые произведения искусства. В их числе знаменитый авангардист Малевич. Он и формы напридумывал необычные. Чашки, состоящие из двух половинок. Чайник, из которого не пьют чай, а высматривают тайный смысл. Причём, чайник он не расписал. Вариации росписей появились позже, от других художников.
Это суприматическое вольнодумие в 30-е годы запретили.
А вот один из сервизов, расписанный художницей Щекотихиной-Потоцкой. Её работы очень ценились заграницей, занимая почётные места на выставках. Вернувшись с супругом (небезызвестным Билибиным) из эмиграции в 1937 году, она расписала немало интересных вещей, работая на заводе.
Занимательные формы создавала скульптор Данько Наталья Яковлевна. Некоторые изделия расписывала её сестра, Елена Данько. К сожалению, они обе умерли в результате блокады.
Советские изделия оказались тесно связаны с происходящими событиями в стране. Отображались географические открытия, строительство, коллективизация, индустриализация…
Улыбнула вот эта композиция, вернее письменный набор. «Обсуждение Сталинской конституции». Узбекские колхозники читают газеты, а потом обсуждают за чаем преобразования.
Смотрите, какие у всех счастливые лица :)
Продолжение темы советского Востока- в сервизе.
Воспитанию здорового образа жизни, занятиям спортом уделялось большое внимание. И это нашло отражение в фарфоровых изделиях.
Печальные страницы нашей страны тоже отобразились. Этот сервиз кажется просто красивым. А приглядевшись и прочитав название, понимаешь, что он показывает нам страшные блокадные моменты.
Во время войны часть завода и основная коллекция музея были эвакуированы в город Ирбит. Многие сотрудники ушли на фронт. В Ирбите на заводе выпускали автосвечи для военной техники, а на оставшемся производстве Ленинграда- посуду для госпиталей. Красками для фарфора рисовали маскировку на военных кораблях.
В 1944 году исполнялось 200 лет со дня основания фарфорового завода. К этой дате художник Анна Яцкевич придумала узор «Кобальтовая сеточка», ставший визитной карточкой ЛФЗ (в советское время предприятие называлось Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова). Этот рисунок был выполнен кобальтовым карандашом (потому что красок уже не оставалось) и, как говорила сама Анна, он родился из воспоминаний о блокаде. Возможно, её воспоминания были связаны с тем, как она с другими женщинами добывала воду, раскалывая лёд Невы, а яркое солнце отражалось в трещинках ледового панциря. Или с перекрещивающимися лучами прожекторов на небе блокадного города…
Одновременно в этом рисунке мы видим связь с самым первым сервизом, выпущенным на заводе- «Собственным сервизом Елизаветы Петровны». Помните? Золотая косая (трельяжная) сетка, украшенная розовыми розетками.
Сам сервиз был выпущен в 1950 году.
Ваза «Александр Невский» расписана Щекотихиной-Потоцкой в 1944 году.
После разрушительных событий стране предстояло грандиозное восстановление. Несмотря ни на что, советские люди совершали мирные подвиги, веря в великое будущее Родины.
Пережитая война усилила желание художников показывать радостные картинки. Появляются сервизы с изображением ярких мотивов.
Начиная с довоенного времени, в фарфоре находили отображения литературные произведения, театр, балет. Одно искусство воплощалось в другом.
А эта ваза вообще растопила моё сердце. «Слово о полку Игореве»- произведение, которое ещё в детстве заронило во мне зёрнышко интереса к русской истории. Обойдя вазу со всех сторон, как-будто заново читаешь книгу. Только посмотрите, какая прорисовка мельчайших деталей!
Конечно, я запомнила имя художника- Воробьевский Алексей Викторович. Призванный на фронт, он после плена отсидел в «Крестах» почти год. А потом снова вернулся на родной завод и долгие годы продолжал создавать шедевры. Три раза был награждён золотыми медалями на международных выставках.
В музее не мало его произведений. Этот сервиз в их числе.
Тему балета можно увидеть и в скульптурном фарфоре. Много было сделано изображений легендарной Галины Улановой. Её имя знают даже люди, далёкие от балета.
В 1950-60 годы наступил расцвет в производстве мелкой скульптурной пластики. Особый интерес был к образам граждан страны в повседневной жизни.
А вот скульптуры героев из литературных произведений. Это персонажи Чехова и Гоголя.
В 1953 году у Ленинграда был юбилей- городу исполнялось 250 лет. В честь этого выпустили красивый сервиз с популярными видами.
В это время активизировалась работа по созданию новых форм. Ярким примером служит ваза «Кристалл», получившая международное признание и Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.
Интересен своей необычностью сервиз на ленинградскую тему- «Белая ночь». Его создала в 1979 г., неоднократно награждаемая медалями, Славина Н.П.
Сервиз «Петродворец» тоже создала Славина в 1979 г., только расписала художник Фирсова.
В 1969-м впервые в СССР наладили массовый выпуск тонкостенного костяного фарфора (для этого была построена отдельная лаборатория). Изделия из этого материала отличаются почти прозрачной воздушностью и необыкновенной прочностью (и большой стоимостью).
Ученица Малевича, скульптор Лепорская создавала новые формы предметов для серийного производства. Одна из них выпускается до сих пор, это «Вертикаль». В музее представлен сервиз этой формы, расписанный в 1988 году художником Жгировым, и названный «Северная Венеция».
А вот другая форма Лепорской, названная «Ленинград». Расписала Славина в 1963 г. Название сервиза, в отличии от названия формы, очевидно- «Шахматы».
В последних витринах экспонируются изделия конца 20 века/ начала 21-го. Разное восприятие окружающей действительности отображено в изделиях этого периода.
Ну что сказать… Непростые 90-е породили и вот такую экспрессию.
Композиция шахмат от Сорокина «Alter libitum». Я перевела это, как «необязательные изменения». Простор для фантазии…
А вот такие цветы из костяного бисквита (неглазурованного фарфора) вылепливает скульптор Цветкова А.Ю.
Вместе с супругом, скульптором Соколовым, они создали композицию «Судьбы». Одна ваза с крылышками, другая с розочками, третья продырявлена, одна с присосками стоит, а рядом с присосками сломилась… Такие вот аллегории.
А эти вазы созданы Бакастовой В.В. в 2017-19гг. Интересность в том, что у них всех одно название: «Фокус». Только с разными номерами. Фокус 9, фокус 23, фокус 53 и т.д. 😁
На этом я закончу фокусироваться на музейных экспонатах и, напоследок, загляну в магазин при заводе.
Здесь, конечно, глаза разбегаются. Снова, как в музее. Покажу лишь малую часть того, на что можно полюбоваться, а может, и купить.
Кобальтовая сеточка в современных исполнениях.
Тут вам и Шемякин, и Малевич- на все вкусы :)
Ну, а я пока прощаюсь. Желаю всем побольше красоты вокруг! 🤗