Найти тему
Антон, своди

Работа со звукачами. Как не свести с ума продюссера?

Привет! Сегодня раскрою тему, которая сидит поперёк горла у всех, кто занимается сведением и/или записью, но о которой знают далеко не все музыканты/заказчики

Как не свести с ума продюссера или как случайно не стать ужасным заказчиком?

В этой статье нет ни капли негатива в сторону музыкантов/заказчиков/нуждающихся в сведосе, наоборот, хочу насколько это возможно приблизить обе стороны "конфликта" к взаимопониманию, о котором говорил в своей статье "Работа с музыкантами. Как не сойти с ума и не потерять себя?"

Повидав на своём пути множество разных случаев и пообщавшись со многими людьми, а также с коллегами по цеху, я выделил некоторые пункты, о которых сейчас вам расскажу. Итак, что не нужно делать, чтобы о вас не подумали плохо?

  1. Выражайте свои мысли корректно и понятно.

При составлении ТЗ держите в голове простую мысль - вы коммуницируете, в первую очередь, с таким же человеком, как и вы. Как говорит мой руководитель на работе

Какой вопрос ты задал - такой ответ и получил

Многие могут возразить, мол

- А как я объясню звукачу, что мне нужно, ведь я обращаюсь к нему как раз таки потому что сам не понимаю, как это работает?

Всё просто! Когда мне закидывают будущий релиз на сведение, при первом прослушивании я понимаю 70% основной предстоящей работы - Баланс, Компрессия, Пространственная обработка, Акценты, Динамика

Это моменты, которые хороший звукач должен слышать сразу. Вообще, я считаю, что признак действительно хорошего релиза - это если он звучит ВМЕНЯЕМО без сведения, то есть, когда основная идея трека читается и без вмешательства звукача.

Многие допускают ошибку, думая, что звукач должен сделать из сырья - конфетку.

Это верно лишь отчасти, насколько бы хорошо Я не сводил, я не смогу поправить какие-то критические моменты, такие как

  • Идея
  • Задумка
  • Грубые технические ошибки в исполнении

Кстати говоря, на косяках в исполнении хочу заострить внимание. Чисто в теории, я могу поправить любой косяк, будь-то плохо записанная гитара, плохо спетая вокальная партия, криво забитые/сыгранные барабаны и прочее прочее, но Вы должны понимать такой момент, что если, банально, на запись вы не в силах хорошо сыграть/спеть свой материал - то, наверное, стоит повременить с записью, в принципе, и отточить свой же материал.

Объясню на личном примере. Однажды мне закинули релиз на сведение, в котором было, откровенно, плохо всё - Кривой вокал, кривые гитары, пластмассовые барабаны, проблемы с ритмом и структурой. Я, как добросовестный саундпрод, вылизал все эти моменты до блеска - на выходе ребята всё равно получили отстойный трек, а я получил плохой кейс в копилку. Почему так вышло? Всё просто - трек потерял свою индивидуальность, свою изюминку, идея и задумка затуманилась, получилась просто кустарная, шаблонная песня, в которой не осталось ни капли души.

Поверьте, от Вас никто не требует идеального вокала, идеальных гитарных партий и прочего (если, конечно, вы не метите в коммерцию), но, элементарно, уважительно относиться к своему же продукту, своему же детищу - постарайтесь, если хотите получить на выходе классный материал.

2. Правки

Правки это вообще такая тема, которая хватает за живое, потому что они иногда заводят меня в тупик, и, я уверен, не только меня)

Понимаете, одно дело, когда я закинул рабочую демку с общей картинкой и жду правок в плане каких-то индивидуальных изменений или добавлений чего-то особенного, другое дело - когда заказчик сам толком не знает, что он хочет получить на выходе и пытается перебрать абсолютно все возможные варианты звучания.

Многие звукачи в таком случае делают простую схему - 3 правки входят в стоимость сведения, остальные вносятся за доплату. Я думаю, что это не всегда честно, по отношению к музыканту, который к тебе обратился, поэтому я не беру дополнительные деньги за большее количество правок.

Чтобы избежать таких моментов, мы возвращаемся к первому пункту - корректное изложение мыслей. Если вы в самом начале работы смогли донести звукачу свои предпочтения и передать те ощущения, которые вы сами чувствуете от релиза - такого не возникнет, всё закончится на минимальных доработках, шлифовке мелочей. Профит для обоих сторон

  • Вы гораздо быстрее получите качественную, что не мало важно, проделанную работу и готовый релиз
  • Вы не будете ломать голову над тем, а точно ли всё звучит так, как вы хотели?
  • Звукач не сойдёт с ума, внося миллионы правок, и , банально, не потеряет интерес к работе над вашим релизом, соответственно, работа пойдёт быстрее, проще и всем в кайф.

3. Оплата

Тут выскажусь кратко

Вы платите деньги за работу - звукач выполняет работу за деньги

Это очень простая истина. Мне часто пишут со словами а-ля Йоу, браток, ну сведи за респект, а я тебя укажу в посте, а в будущем, если стрельнет, всегда буду у тебя сводиться.

Я сейчас скажу без малейшего негатива, просто по факту - Таким образом, вы выражаете своё неуважение к человеку, который трудится. Каждая работа должна оплачиваться, а в какую цену кто себя оценивает - вопрос другой. Если вас не устраивает ценник - просто найдите человека, который сможет уложиться в ваш бюджет, таких много, поверьте)

Вообще, вопрос оплаты, лично для меня, очень долгое время был достаточно щепитильным. Я, попросту, стеснялся брать деньги за свою работу, сводил бесплатно, в убыток себе. Это неправильно.

Также, очень важная тема - предоплата. Многие почему-то до ужаса боятся вносить предоплату, думая, что результат их не устроит - а деньги потрачены. Отдельные личности вообще боятся какого-то обмана. Я понимаю обе стороны, поэтому сейчас распишу и для тех и для этих.

Как найти коннект в моменте предоплаты?

  1. Разговаривайте, вы же люди. Всегда можно по-человечески договориться. Внести 50% предоплаты, а остаток по выполнению. Если вы, ознакомившись с кейсами звукача, по-прежнему боитесь вносить предоплату - наверное, вы выбрали не того человека.
  2. Пообщайтесь, прежде чем приступать к работе. Расскажу один личный случай. Недавно, я обсуждал сведение альбома с одной местной группой. Это ребята, которые однажды напоролись на недобросовестного саундпрода, вкинули деньги, закинули альбом - на выходе получили плохо выполненную работу, кучу негатива в свой адрес и отказ от работы. Ребята обратились ко мне, и Я их понял - мы встретились лично, поели тортик, поболтали. Теперь, как у них, так и у меня нет никаких сомнений в том, что работа пройдёт успешно (кстати, когда всё будет готово - расскажу про работу с ними, покажу кейс и возьму от них пару слов)
  3. Выбирайте. Друзья, сейчас найти себе звукача для сведоса - не проблема. Слушайте кейсы, читайте отзывы, общайтесь, выбирайте. Вас никто не ограничивает и, тем более, никто на вас не обидется за то, что вы выбираете и ищете лучший вариант для себя.

На этом, наверное всё! Исходя из всех вышеперечисленных пунктов можно сделать простой вывод

Чтобы не быть плохим заказчиком - не будьте плохим человеком

Общайтесь, коммуницируйте, помните - перед вами такой же человек, как и вы!

В следующей статье расскажу про обратную сторону - звукачей. Как не быть плохим звукачом и не отталкивать от себя людей.

До встречи!