Множество паломников, заходя в Храм Гроба Господня, спешат прикоснуться к камню, где согласно христианской традиции было положено тело Христа и приготовлено к захоронению: “Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи (Ин. 19:39-40).”
Сегодня камень Помазания (также известный как Камень миропомазания) - это одна из важных христианских святынь, тем не менее, самые ранние упоминания о нем относятся только к средневековью.
Место, но не камень, упоминают в начале XII века Зеовульф и игумен Даниил, но, похоже, что им показывали его немного в другой части храма.
По-видимому, первое четкое упоминание о нем относится к запискам доминиканского миссионера и путешественника Рикольдо да Монте Кроче, посетившего храм в 1288 году: "Рядом и позади этого места - они показали камень, где они положили тело, обернули его льняными пеленами и умащевили благовониями для погребения."
Путешествие на Восток Рикольдо да Монте Кроче заслуживает особого внимания, но здесь я лишь отмечу, что именно он первый раз использует термин “Виа Долороза” (Путь Скорби). Именно в этот период сам путь проходит приблизительно там, где он проходит сегодня, и несколько мест, которые упоминает Рикольдо да Монте Кроче совпадают с сегодняшними остановками.
Я предположу, что при формировании Виа Долороза, францисканцам нужна была остановка, где вспоминали, как тело Христа было приготовлено к последующему захоронению, поэтому Камень Помазания был установлен в Храме Гроба Господня.
Сегодня камень является 13-й остановкой (стоянием) на Виа Долороза (сегодняшнее количество 14 остановок сформировалось относительно недавно).
Все вышесказанное основано на источниках, но с Камнем Помазания также связано множество историй и преданий (для подтверждения которых я затрудняюсь найти исторические источники). Так, в интернете можно найти упоминание, что камень увезла в Эфес св. Елена, а оттуда в 1169 году он попал в Константинополь, где был помещен в храм Пантократора. Есть версия, что при разграблении Константинополя в 1204 году, его увезли в Италию, хотя его продолжали показывать в Константинополе вплоть до захвата города Османами в 1453 году.
Все вышесказанное не мешает множеству людей искренне молиться у Камня Помазания, как до того, в XIII веке, проникновенно молился Рикольдо да Монте Кроче: “Оттуда, желая пойти к гробнице и поискать Господа, которого мы
не нашли на Голгофе, потому что Его уже сняли, когда
я, несчастный, прибыл туда поздно, я сказал: «пойдем и поищем Его в
гробнице, где Его положили». Собрав вместе христиан, которые были
там, насчитывая более ста, я организовал процессию. Мы начали у
колонны, которую, как говорят, находится в центре мира, и последовали маршрутом, по которому Марии шли с благовониями, продвигаясь по пути последовательно и спрашивая друг у друга: «Кто откатит для нас камень» и т. д.”
Английский текст Рикольдо да Монте Кроче переведен из книги: Pilgrimage to Jerusalem and The Holy Land, 1187-1291 by Denys Pringle