Авиапрорыв: самолеты и технологии
Президент Курчатовского института Михаил Ковальчук запустил «технологический» цикл своих «Картин мира». В минувшее воскресенье – 19 февраля – он пообщался с гендиректором Объединённой авиастроительной корпорации Ростеха Юрием Слюсарем в выпуске «Высокие технологии для авиапрома». А на 26 февраля запланирован эфир передачи с Алексеем Рахмановым – гендиректором АО «Объединенная судостроительная компания».
Эти два выпуска подчеркивают интерес Курчатовского института ко всему что летает (в составе – легендарный ВИАМ) и плавает (не менее легендарный ЦНИИ «Прометей»). Здесь же – глубокие компетенции в области материаловедения и разработки новых материалов для самых экстремальных условий. И в дополнение – работа по обеспечению транспортной связанности страны.
На примере МС-21 собеседники сформулировали главную проблему – зависимость от импортных деталей связана не с тем, что мы сами не можем сделать аналоги, а с тем что задачей было собрать лучшие решения и интегрировать самолет в мировую систему. Мы опирались на мировой опыт не потому, что не имели компетенций, а потому что это были лучшие из доступных решений. Но инженерно-технологическая база и культура самолетостроения сохранялись, именно поэтому удается форсированными темпами проводить импортозамещение.
Главным успехом последних лет на этом поприще по заслугам является композитное крыло МС-21 – долгий путь по его созданию специалисты ОАК прошли вместе с коллегами из Росатома. Машина уже прошла многие летные испытания.
Из важных свершений – полностью отечественный двигатель ПД-14, который устанавливается на МС-21. Также вот-вот начнется производство SSJ-NEW – максимально импортозамещенную версию Суперджета. На нее поставят ПД-8 – еще один из линейки полностью российских двигателей.
Юрий Слюсарь подчеркнул, что предполагается закрыть все потребности России с помощью отечественных решений: местное и региональное сообщение (Ил-114-300), ближнемагистральное сообщение (региональные SSJ-100, SSJ-NEW), среднемагистральное (МС-21-310 и Ту-214), дальнемагистральное (Ил-96-300).
Несмотря на некоторые пересечения по областям эксплуатации, конкуренции не ожидается – например, Ту-214 находится в средней стадии жизненного цикла (это полностью отечественный самолет с отлаженным производством), МС-21, в свою очередь, лишь начинает ложиться на крыло.
Особым фактором, естественно, является импортозамещенность. Некоторые модели самолетов являются полностью отечественными – это открывает возможности не только для эксплуатации на внешних направлениях, но и для экспорта.
Отдельным сюжетом прозвучало сотрудничество с Китаем. Наши самолетостроители и авиаконструкторы перешли от взаимодействия по отдельным проектам к сотрудничеству по целым системам. Например, на базе компетенций по крылу МС-21 теперь Россия будет делать крылья для китайских самолетов.
В один голос Юрий Слюсарь и Михаил Ковальчук назвали людей главным фактором успеха. Если раньше казалось: главное – побольше контрактов. То теперь во главу угла поставлены кадры – высококвалифицированных не хватает, но молодежь постепенно начинает насыщать отрасль.
Поговорили, конечно, и о военном самолетостроении, но кратко – наши самолеты себя отлично показывают (причем любого поколения), а Минобороны упростило ОКР для оперативного внесения изменений в конструкцию и оборудование.
Юрий Слюсарь большие надежды возлагает на передовую инженерную школу, созданную на базе МАИ. К этой работе, как он полагает, обязательно требуется привлечь ЦАГИ и ВИАМ – чтобы на базе мощного кластера растить и учить молодежь.
Оба собеседника с оптимизмом смотрят в будущее – вузы, НИИ, КБ, компании – в России есть все для успешного развития. А в основе всего – наука, в частности материаловедение. Оно сосредотачивается в Курчатовском институте, который открыт для всех форматов сотрудничества, в том числе через свой родственный Росатом.
Подробнее: https://smotrim.ru/video/2567185
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/30688