Найти тему

Под ручку до 13 лет

Зарисовка на тему чрезмерной родительской заботы. Может быть кто-то увидит в ней себя и задумается.

Вася и лужа

- Васенька, стой, куда ты, - кричала на всю улицу молодая, но не по возрасту безвкусно одетая женщина.

Она поспешно догнала небольшого роста мальчонку, что остановился у огромной лужи во дворе.

Двумя часами ранее прошёл хороший майский дождик, настоящий, с громом. Затем почти сразу выглянуло солнце. Ласково защебетали весенние птахи, травка налилась ярко-салатовым цветом.

Фото случайных прохожих.
Фото случайных прохожих.

Потому-то Лариса Ивановна и повела Васеньку на прогулку. В одной книжке она вычитала, что воздух, насыщенный озоном после грозы, очень полезен для людей. Стало быть и для её сына, чье здоровье она неизменно считала слабым и постоянно таскала ребёнка по поликлиникам.

Вася намеревался померить лужу хотя бы с краешка. Нет, он понимал, что это не лучшая идея, и мама сейчас оттащит его оттуда. Но как соблазнительно было хотя бы по щиколотки зайти на воображаемую глубину и почувствовать себя моряком. Ах, как мечтал он сейчас запустить в лужу бумажный кораблик! Не раз он видел, как его сверстники во дворе пускали в воду бумажные пароходики. А ещё, да-да, босыми ногами мерили лужи.

На ногах Васи красовались новые синие резиновые сапожки. И их размер вполне позволял воплотить задуманное. Воды в луже действительно было по щиколотки ребёнку. Однако мать воспротивилась и резко за руку одернула мальчугана.

- Ты что, хочешь промочить ноги и простудиться!? - повелительно сказала она, отводя парнишку на "безопасное" место.

Мама с сыном намеревались погулять в парке. Здесь было несколько детских площадок с множеством игровых элементов для мальчишек и девчонок разного возраста.

Вася всё время хотел скатиться с самой высокой горки, но мама не разрешала.

- Упадешь, стукнешься копчиком, а потом всё, на коляске будешь всю жизнь ездить. Иди на вон там катайся, - всякий раз отправляла сына на горку для двух-трехлетних малышей мать.

Васеньке стыдно было кататься с такой крохотульки. Да его бы и ребята засмеяли, если бы увидели.

Впрочем, они итак покатывались со смеху, глядя на Васино сопровождение.

Стоило ему как следует раскачаться на качелях, как заботливой курицей-наседкой подлетела мать и притормаживала его, чтобы, упаси Бог, не упал.

Вон Петька с соседнего подъезда улетел однажды. Правда, не с качелей, а с крыши гаража, и обе ноги ухайдокал. Полгода в гипсе. Ну зачем, спрашивается, такая радость? А если бы шея пост радала? Так ему говорила всё время мама.

Лариса Ивановна ни на миг не отходила от сына. По её мнению, мальчонка постоянно нуждался в ней.

Васенька меньше минуты покрутился на карусели, как уже был заботливо ссажен на землю и вновь за ручку отведён домой. Осенью он должен был идти в первый класс. Не хватало ещё тра вму какую получить.

Дома мама помогла сыну раздеться, отправила в ванную мыть руки, затем в туалет.

- Васенька, ты чего там так долго, всё в порядке? - спросила сына мать.

Прошло всего пять минут, но женщина, привыкшая контролировать все шаги сына, не давала ему ни минуты самостоятельности.

Растила она его одна без мужа. Нагуляла в студенческие годы. Так и жила одна все эти годы. Воспитывать сына никому не доверяла: ни маме своей, что порывалась забрать Васеньку в деревню, пока она, Лариса, не подыщет себе спутника жизни, ни воспитателям в детском саду.

Так и жила вдвоём с сыном. Программист по специальности, Лариса преспокойно работала на дому. С вечера до поздней ночи она делала основную работу, пока спал сын. Днём же всё время уделяла ему.

Книжные полки в доме ломились от обилия детской литературы и энциклопедий. Мать как могла старалась максимально развивать интеллект единственного чада.

В первый класс

Васенька рос не по годам начитанным. Азбуку освоил ещё в четыре года. А к семи начал бегло читать. Мать с нетерпением ждала 1 сентября. И оно наступило.

Первую неделю Лариса Ивановна буквально жила под дверью 1 класса. Очень переживала, как освоится на новом месте сын.

Думала, если мальчонке будет тяжело, переведёт на домашнее обучение. Но Васенька, получивший долгожданную свободу, напротив был безмерно счастлив. На переменах можно было поиграть с ребятами, тайком от учителя побегать в коридоре и самостоятельно спуститься и подняться по школьной лестнице. В подъезде же мама всё время норовила взять и вести его за руку.

Сын с годами начинал понимать, что мать перегибает палку. Другие дети спокойно ходили в школу и домой сами. Даже те, кто жил довольно далеко. Он же пять дней в неделю был сопровождаем туда и обратно под строгим материнским надзором.

Лишь в 6 классе Васенька взбунтовался и наотрез отказался идти с матерью за руку. Мать недоуменно смотрела на него.

И что тут такого? Вон, молодые пары гуляют под ручку. Какая разница?

Впрочем, через месяц она сдала на права и стала отвозить чадо к воротам школы на стареньком Рено.

Летели годы. Сын успешно зубрил школьные дисциплины, был призёром олимпиад и конкурсов и значился первым отличником в своём классе.

Вот только с наступлением переходного возраста некогда стройная система тотального материнского контроля начала давать сбой.

Васькины проблемы

Васенька, нет, не бунтовал и не спорил с мамой. Он начал б ол еть.

Первой четвертью восьмого класса он начал жаловаться на зрение. Зубрежку и чтение книг пришлось прервать на время обследования. Но окулисты не обнаружили никаких отклонений.

Даже разрешили пользоваться смартфоном. Его ребёнку мать купила пару лет назад.

Мама тогда не обратила на сыновьи проблемы никакого внимания. Через пару месяцев Вася пожаловался на то шноту. Он не мог есть-то, что давали в школьной столовой.

Мальчик демонстративно нёс нетронутые тарелки на мойку. И хотя другие ребята съедали большую часть, парень не обращал на это никакого внимания.

Лариса Ивановна коршуном налетела на школьных поваров, а так как была в родительском комитете, то ещё и имела доступ в столовую. Там она перепробовала все блюда, но не смогла ни к чему придраться. Всё это смутило и расстроило её.

К тому же, до последних событий сын регулярно питался и не предъявлял никаких претензий школьным поварам.

А тут наотрез отказался есть абсолютно всё, чем кормили на обед.

Лариса Ивановна начала давать сыну еду с собой в контейнере.

Вася покрутил пластиковую коробочку в руке, положил в портфель под одобрительный взгляд матери.

Но вечером заявил, что стыдится есть из коробки. В конце концов он вообще перестал питаться в школе. И дома ел всё хуже и хуже. Особенно перед тем, как делать домашнее задание.

Некогда любимые им борщ, пюре с паровой котлеткой, салат из свежих овощей больше не радовали.

Да и какая тут радость, когда мать настояла на переводе в класс с углубленным изучением математики и физики. Заданий нужно было делать всё больше, они становились всё сложнее, а мать постоянно ждала новых побед в олимпиадах. О эти уровнения! Как Васенька их ненавидел.

От тоски, от постоянного контроля матери, от скучной и однообразной жизни, где нельзя спокойно ступить вправо-влево без материнского разрешения Васенька взбунтовался и перестал есть. Совсем.

Мама повела сына к неврологу. Специалисты осмотрели Васю и не нашли никаких отклонений. Посоветовали обратится к психиатру.

Женщину оскорбило такое предложение. Её сын был отличником, гордостью школы, а тут намёк на ментальное нез дор овье.

Из-за плохого питания сын сдавал на глазах. Он не спорил с мамой. Просто отказался учиться и ходить в школу. Ограниченно ел одни бутерброды и фаст-фуд. Всё время смотрел в телефон.

В конце концов она уступила.

Вместе они пришли в детское отделение местного психоневрологического диспансера. Женщина смотрела по сторонам.

Люди кругом казались самыми обычными.

- Может и не все здесь "эти самые", - подумала она.

Так она пыталась оправдать своё нахождение здесь. Иначе бы пострадали амбиции. Как же, разве в её жизни могло произойти нечто "подобное"? Да ни за что.

Дело в матери

Лариса была уверена, что дело не в её сыне, а скорее в школе. И поход сюда - лишь способ убедиться, что она права. Сегодня она попросит справку для сына на домашнее обучение. Так она чаще сможет быть с Васенькой и помочь ему, чем сможет.

Врач в ходе беседы попытался выяснить, что беспокоит Васю.

- Мы не можем есть в школьной столовой, - ответила за него мать. - До этого были проблемы со зрением. Ещё голова беспокоила, тошнота. Но неврологи ничего не нашли. К вам направили. Думаю, нам лучше будет на домашнем обучении.

- Подождите, я не вас спрашиваю, - перебила её врач. - Что значит "мы"? Вы так говорите, как будто ребёнку пару лет.

Вася, казалось, был рад, что мать отвечает за него. Он молча разглядывал картинки в телефоне и не обращал на взрослых внимания. Да и зачем, если мама, как всегда, всё решит. Всегда решает.

С одной стороны его бесил её неусыпный контроль. С другой было удобно так жить и ни о чем не думать. Пусть она думает, раз так хочет. Вот и сейчас глядит на врача, засыпает вопросами. Будто это её жизнь, а не его. А его, то есть меня, кто спросил? Ну и пусть будет по твоему.

Он отвечал односложно, не проявляя заинтересованности в своей судьбе.

Мама с Васей и врачом беседовали ещё около часа.

За это время доктор понял, что ребёнок абсолютно здоров. Дело в матери, которая ему и шагу не дает ступить.

- Скажите, а Вася ходит гулять со сверстниками дальше школьного двора? - спросила доктор.

- Вы что, вы хоть представляете, сколько сейчас развелось пед офи лов? - возмутилась женщина. - Вася гуляет неподалёку, чтобы я знала, где он.

- Да, но другие дети в его возрасте гуляют по долгу сами, проводят время на фуд-кортах. Вы понимаете, что таким своим поведением вы ка лечите пси хику сына? А как он будет самостоятельно учиться и жить отдельно? - на последних словах доктор сняла очки и спустя мгновение продолжила. - Вам определённо нужна пси хоте рапия.

Ваш сын физически здоров, а эти проявления результат вашей гиперопеки. Лекарство для сына сейчас одно.

- И какое же? - приготовилась записывать в блокнот Лариса Ивановна.

- Главное сейчас дать сыну то, чего он хочет - свободы, - закончила фразу врач. - В противном случае очень скоро Васю ждут неминуемые проблемы.

Васенька помалкивал. Казалось, умом он сейчас был не здесь.

Женщина задумалась. Такого ответа врача она явно не ожидала. Но разве она хотела сыну плохого? Разве не жила она для него? Даже личной жизнью пожертвовала. Всё боялась, что чужой человек не сможет полюбить его в полной мере. Выходит, что всё это напрасно? Но как же....

И тут врач, словно читая её мысли, дополнила реплику.

- Вы может быть думаете, что отличная успеваемость Васи - результат правильного воспитания? - вновь продолжила она. - Но пятёрки и инфантильность прекрасно уживаются друг с другом. А затем человек, не имея никакого опыта в бытовых условиях, сталкивается с первыми трудностями и ломается. Спотыкается на том, что должен был пройти и освоить пять, семь, десять лет назад. А теперь уже поздно. Он вошёл во взрослую жизнь, как Маугли из джунглей попал в мегаполис. И она пугает, тормозит его.

Лариса Ивановна задумалась.

- Что же мне делать? - спросила она.

- Я вам уже сказала, - спокойно ответила доктор. - Психотерапия. И поезжайте домой. Сын побудет в стационаре. Вещи можно привезти вечером или завтра. Скоро лето. Неплохо бы отправить Васю в лагерь.

- Хорошо, я постараюсь дать Васе свободу, - пообещала Лариса.

И поймала себя на мысли, что врачи глядели на неё, как на свою пациентку. От этого стало не по себе.

- Свободы? - думала она. - Хорошо, я постараюсь.

Женщина с сыном вышла в коридор и закрыла дверь с обратной стороны.

Врач пригласила в кабинет следующего пациента.

Спасибо за внимание.