В этой статье хочу поделиться с вами размышлениями о важности знаний клинической психологии для современного психолога.
Сегодня мы можем говорить про технический, медицинский, информационный прогресс. И согласитесь, прогресс есть во многих областях, информации стало гораздо больше, но несмотря на ее доступность, стрессоров в нашей жизни не становится меньше. Они просто приобретают другую окраску. Мы с этими стрессорами каждый день сталкиваемся, и они по разному влияют на наше физическое и на психическое здоровье.
Да и жизненный путь человека, можно охарактеризовать, как череду трудных ситуаций и на пути взросления, да и когда он становится уже взрослым. Таким образом, навык преодоления, совпадения со стрессом очень актуален.
Очень много про то, как люди не справляются со стрессом знает такая область как клиническая психология. Она раскрывает и показывает механизмы как совладать со стрессом максимально неэфективно для психики.
Поэтому наличие знаний по клинической психологии: знание развития психопатологических состояний и расстройств, пусть даже проходящих, транзиторных – это всегда полезно. Полезно в силу того, что мы живем среди других людей. И то, что принято в нашей культуре иногда называть «ну она такая странная, истеричная, "просто такая" и т.д.», а может и "ты привыкнешь" - это мы просто нормируем не норму. А есть люди с крепкой психикой, которые часто наоборот берут ответственность на себя и говорят «я тебя не понимаю».
Такой разговор, как то состоялся у меня в клинике с заведующим, он спрашивал почему один пациент его не понимает, задает вопросы и не слушает, спрашивает и тут же обесценивает его рекомендации, постоянно переносит время диализа, говорит одно/делает другое, а у пациента к сожалению просто ПРЛ (пограничное расстройство личности) уже не норма, но еще не патология. И таких людей сейчас к сожалению много, многие просто не имеют эффективных навыков как справляться со стрессом, или их просто недостаточно, люди искажают реальность, выдают желаемое за действительное и поэтому их психика постепенно отклоняется от нормы.
Раз вы дочитали до этой строки, предположу, что вам не безразлична ваша будущая деятельность, и вы всё-таки хотите работать с другими людьми, стремитесь к ним, хотите понимать как эффективно коммуницировать хотя-бы в плане профессиональной деятельности.
Базовые знания по клинической психологии здесь актуальны для всех, потому что, чем с большим количеством людей мы общаемся, тем больше вероятность того, что среди них будут люди которые имеют какую-то клинически выраженную проблему.
Это совсем не значит, что все ваши или мои знакомые с отклонениями :)), но вероятность этого достаточно высокая в связи с глобализацией, информатизацией, цифровизацией коммуникативных процессов.
Давайте теперь вернемся к психологам, тут два важных момента:
Первое - важно понимать, что психопатология имеет определённый культурный контекст и в той культуре в которой мы с вами на данный момент живём, работаем, учимся развиваемся в том числе и личностно и профессионально, также есть свой культурный контекст по отношению к психопатологии.
Сегодня у нас такая классическая картина: у нас все еще очень много стигмы (1) по отношению к людям с психическими расстройствами или имеющим какие-либо девиации.
Самый высокий уровень процесса стигматизации наблюдается у людей старшего поколения, то есть наложение стигмы какого-то дискриминирующего отношения по отношению к людям с психическими расстройствами или соматическими расстройствами.
Отчасти поэтому, многие люди, которые сами сталкиваются с психическими состояниями (2) или со своими значимыми соматическими заболеваниями, не особо спешат пойти за медицинской помощью не только к психологу, но даже к неврологу. Культорально, все еще стыдно обращаться за помощью, "должен все сам" и "быть самым умным, сильным...". В нашем культоральном контексте мы "люди терпеливые", зачем идти к психологу, когда можно перетерпеть, запить или заесть. И как результат, многие люди приходят к нам не на ранних, а на более поздних этапах. Поздние этапы могут оказаться клиническими, и это делает знания по клинической психологии для психологов весьма актуальными.
В итоге когда возникает ситуация дезадаптации, декомпенсации состояния, и если перевести на русский "нет больше сил терпеть" и состояние здоровья человека носит уже какой то клинически выраженный характер, к психологу уже приходит пациент, а не клиент.
Продолжение следует...
(1) Стигма — ярлык, клеймо. Стигма определяется как признак пренебрежения или недоверия, который отделяет человека от остальных. Стигматизация — увязывание какого-либо качества (как правило, отрицательного) с отдельным человеком или множеством людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана. Стигматизация является составной частью многих стереотипов.
(2) Психические состояния - разновидность состояний человека, существенной стороной которых являются изменения в психической сфере. К ним относят мотивационные (потребностное напряжение, состояния увлеченности и апатии, состояние лени), волевые (сосредоточенность, решимость, мобилизационная готовность, сдержанность), эмоциональные (веселье, смущение, стыд, эйфория, фрустрация и др.) состояния..
Ближайшие групповые встречи:
Практикум "Свобода от обид"
https://www.b17.ru/training.php?id=87618
Майская группа по Арт-терапии.
https://www.b17.ru/trainings/maygrouparttherapy/
Автор: Татарчук Виктория Леонидовна
Психолог, Системный семейный
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru