Найти тему
Я здесь дома

Сенная площадь: от борделей до аптек

Сенная площадь проделала долгий и трудный путь, чтобы из самого злачного места города превратиться в одну из красивейших площадей Петербурга, наряду с Дворцовой и Исаакиевской. За свою историю она побывала рыночной площадью на окраине города, пережила холерный бунт, здесь находились десятки борделей и притонов на протяжении столетия, жуткая барахолка в 90-е, потом два периода реконструкции, обустройство территории вокруг и вот наконец обрела спокойную, размеренную жизнь.

Практически на любой экскурсии в Петербурге туристам предлагают что-то посчитать, кинуть куда-то монетку, потереть на памятнике различные части тела людей или животных, при этом загадав желание. А как с этим на Сенной? До недавнего времени было никак. Но теперь всё изменилось и я могу предложить новый аттракцион: считать аптеки. На удачу, так сказать. Их у нас 16. Шестнадцать аптек в шаговой доступности, представляете?! Чувствую себя немного фармацевтом.

Начнём с улицы Ефимова, где в одной из лавок купца Горсткина расположилась первая аптека. Это раз.

-2

Доходный дом на углу улицы Ефимова и Сенной площади.

-3

В советское время со стороны улицы Ефимова здесь был Горжилобмен, у которого постоянно тусовались маклеры, предлагая помощь при разъезде, съезде, обмену с доплатой и прочие варианты. Решали жилищные проблемы любой сложности, хотя способы решения не всегда коррелировались с Уголовным кодексом. Были среди них и мошенники, безусловно, но в лес тогда ещё не вывозили. Кардинально решать вопросы стали с приходом демократии.

А прямо на углу находился ресторан «Балтика». Его заменили на Макдональдс, а теперь тут торгуют телефонами с пробегом.

-4

Во дворе товары на любой вкус.

-5

Следующий дом с аркой в Полторацкий переулок и Вяземскую лавру, про него я рассказывал в предыдущей части. Добавлю только, что со стороны Московского проспекта вторая аптека на нашем пути. Это два.

-6

На другом углу Московского проспекта и Сенной площади доходный дом Акимова-Перетца. Похож на дома Вяземской. Построен раньше них и возможно княгиня захотела что-то подобное. С этого ракурса можно сравнить.

-7

Через дом по Московскому две аптеки рядом прямо напротив входа на Сенной рынок. Это три и четыре.

-8

У дома Перца начинается переулок Бринько, идущий под прямым углом от Сенной площади до Садовой улицы.

-9
-10
-11
-12

Его первое название — Сенной переулок. На площади было два участка. На одном торговали всякой живностью, а на другом - сеном, соломой и дровами. Тут как раз находился сенной участок. Однако, Александр Брюллов спорит с этим утверждением и показывает нам, где на Сенной торговали сеном.

-13

За красивым домом Акимова-Перетца в переулке Бринько стоит совершенно невзрачный, но имеющий богатую историю, дом.

-14

Здесь была холерная больница, куда насильно свозили всех, у кого подозревали болезнь. Всё это вылилось в «Холерный бунт» летом 1831 года. Сюда ворвалась озверевшая толпа, круша всё на своём пути. Врачей избивали и выбрасывали в окна. Они во всём виноваты. Убийцы в белых халатах специально травили русский народ. На улицах останавливали медицинские кареты и освобождали больных. Основные события проходили на Сенной площади. Чтобы разогнать обезумевших пришлось применить армию. Император Николай Первый приехал на площадь лично руководить войсками. Он вошёл в историю в том числе и как усмиритель «Холерного бунта».

Вот так познакомишься с девушкой и она пригласит к себе домой в переулок Бринько. За бокалом шампанского, для поддержания разговора, спросишь её: «Какой у тебя красивый старинный дом. Случайно не знаешь, что здесь было раньше?» А она посмотрит томным взглядом, положит свою руку на твою и шёпотом ответит: «Случайно знаю. Холерная больница». Внутри моментально всё холодеет, бьёшь себя трясущейся рукой по лбу: «Чёрт! Я же совсем забыл, у меня важная встреча!» И бежать отсюда не оглядываясь.

Кроме того, дом широко известен в узких кругах своими дешёвыми борделями, которые находились в подвальном этаже. Девицы вечером выходили на улицу и зазывали клиентов к себе в апартаменты — специальные комнаты, разделённые перегородками на несколько клетушек, где всё и происходило. Выглядело это примерно так.

-15

Также в доме скупали краденое, среди жильцов встречались беглые каторжники, душегубы и воры всех мастей. «Клоповник», как ласково называли его в народе. Филиал Вяземской лавры, короче.

Сенная площадь в момент своего образования находилась на окраине города. Совсем рядом была застава перед въездом в Петербург по Царскосельской дороге (Московский проспект), отсюда эти некоторые вольности. Приличиям не обучены, живём в деревне практически.

Доходный дом Кривопишина с адресами по Сенной площади, переулку Бринько и Садовой улице.

-16

Дом неоднократно перестраивался, но галереи, куда выходят двери и окна квартир, сохранились. В некоторых квартирах в кухне окон вообще нет. А зачем они там, если разобраться? На кухне надо готовить, а не в окно смотреть. Но выглядят галереи очень романтично, чего уж там. Всегда знаешь чем соседи занимаются.

-17
-18
-19
-20

Дальше у нас «Океан». Все привыкли, что в советское время тут был хороший рыбный магазин, поэтому дом не ассоциируется с какими-то фамилиями бывших владельцев.

-21

Зато есть повод вспомнить фильм «Золотая мина» 1977 года. Глузский и Киндинов как раз у магазина «Океан».

-22
-23

Площадь Мира — Сенная площадь.

-24
-25

Доходный дом генеральши Безобразовой тоже имеет три адреса: по Сенной, каналу Грибоедова и переулку Гривцова.

-26

Вид с переулка Гривцова. Ничего такой переулок, идущий от Сенной площади до Мойки.

-27
-28

Здесь надо отступить от маршрута и обязательно вспомнить ещё один переулок, не связанный с Сенной площадью. За Юсуповским садом от Садовой улицы к Фонтанке проходит переулок Бойцова. Таким образом, у нас в Округе четыре улицы носят имена Героев Советского Союза: Ефимова, Бринько, Гривцова и Бойцова.

-29
-30

Возвращаемся к дому генеральши Безобразовой. Фамилия хозяйки уж больно звучная, поэтому надо посмотреть, действительно ли так всё запущено. Нет, вполне себе тётенька.

-31

Дом генеральши вроде должен иметь треугольную форму, однако на углу с переулком Гривцова вклинился дом некоего Почкина. В этих домах очередные две аптеки на Сенной и у Почкина за углом на Гривцова ещё одна. Это пять, шесть и семь.

-32
-33

На другом углу Гривцова и Сенной дом послевоенной сталинской постройки. Сюда попала бомба, поэтому строили заново.

-34

Дом №7 по Сенной площади. И ДОТ в блокадном Ленинграде рядом с этим домом.

-35
-36

Торговля на Сенной площади шла и в блокаду. Сюда приходили люди, чтобы выменять на еду последнее ценное, что у них осталось. А барыги никуда не делись и чувствовали себя здесь хозяевами жизни в прямом смысле слова.

-37

Дома три и пять неоднократно перестроены, соединены аркой и выглядят как единое целое. Это и есть легендарный «Малинник», известный на всю округу своими притонами и борделями. В проходных во все стороны дворах были флигели с галереями, что позволяло при шухере быстро перемещаться из квартиры в квартиру, а потом без проблем уйти от облавы. Ловить тут кого-то было очень проблематично.

-38

А сейчас так прилично стало, что противно даже. Современная котельная во дворе. Ушла эпоха, ушла...

-39
-40

Зато другая эпоха пришла - восемь и девять.

-41
-42

Ну, один проходной двор всё же оставили. Через него выйдем на Спасский переулок аккурат к десятой аптеке.

-43
-44
-45
-46

Караульный дом или Гауптвахта. Единственная сохранившаяся постройка такого рода в Петербурге. Рядом с Гауптвахтой устраивали «торговые казни». Проще говоря, пороли провинившихся: мелких воришек, хулиганов, обвешивающих и обсчитывающих покупателей. Надо вернуть традицию, считаю. У нас тут много кого уже давно пора выпороть как следует.

-47

Сделаем несколько шагов по Садовой в сторону Гороховой улицы.
Одиннадцать.

-48

На углу Гороховой и Садовой дом Саввы Яковлева.

-49

Один из богатейших людей России своего времени. Это он построил Спас на Сенной, к которому мы сейчас вернёмся. Весь участок от Московского проспекта до Гороховой и от Фонтанки до Сенной принадлежал ему. На Фонтанке у Яковлева был дворец (не сохранился). После смерти купца его наследники потихоньку распродали землю в разные руки. Кстати, не все были довольны завещанием и шло долгое разбирательство по жалобам.

Как и все удачные бизнесмены Савва Собакин (настоящая фамилия) прибыл в столицу с яблоком в кармане, больше у него ничего не было. Яблоко он вымыл, продал и купил два яблока. И постепенно стал владельцем заводов, газет, пароходов. Вошёл в доверие к императрице Елизавете Петровне, а потом и к Екатерине Второй. Хотя, с Екатериной у него поначалу нехорошо получилось. В день своего восшествия на престол она приказала наливать народу в кабаках бесплатно. Собакин ослушался и впал в немилость. Но ударным трудом и благотворительностью искупил свою вину и был прощён. Более того, императрица повелела сменить собачью фамилию и Савва стал Яковлевым. Короче говоря, купец Яковлев - человек, который сделал себя сам.

Со стороны Гороховой в доме Яковлева двенадцатая аптека.

-50

А в доме на другом углу Садовой и Гороховой номера 13 и 14.

-51
-52
-53

Вы не поверите, но напротив по Садовой ещё одна.
Пятнадцать.

-54

Возвращаемся на Сенную. Храм-часовня во имя Всемилостивого Спаса на Сенной. Очень спорное сооружение с архитектурной точки зрения. Коробка, на которой лежит купол. За часовней доходный дом Успенской церкви, где в режиме нон-стоп идёт ремонт фасада.

-55
-56

Теперь про саму церковь Успения Пресвятой Богородицы или Спас на Сенной. Удивительная история уничтожения уникального памятника архитектуры. И ведь не по идеологическим мотивам. Не в 30-е годы, когда рушили всё подряд. На дворе был 1961-й год, Гагарина в космос собирались запускать. А в Ленинграде строили метро. На площади Мира должна была появиться новая одноимённая станция. Проектировщики предложили три варианта: самый оптимальный  — на месте магазина «Океан» (его тогда ещё не было, но дом-то стоял), без надземного вестибюля и снос церкви. И начались споры, выяснения отношений, письма в Москву, комиссии. В итоге, решили взрывать церковь и объяснили это просто: объект находится в плачевном состоянии (что правда) и никакой ценности не представляет. Вот так Сенная площадь лишилась своей главной достопримечательности.

Незадолго до сноса.

-57

На фото видно, что на углу с улицей Ефимова стоял ещё один дом. Его снесли в 1974-ом году из-за аварийного состояния. Потом здесь долго был пустырь. А с началом 90-х площадь превратилась в сплошную барахолку. К тому же строили станцию метро «Садовая», что делало картину апокалиптической. Вяземская лавра вернулась. Выходишь из метро и тебе тут же предлагают наркотики, оружие, девицу и коробку гречневой каши с говядиной на сдачу.

-58

На месте пустыря сейчас станция метро «Спасская», а за ней торгово-развлекательный комплекс ПИК.

-59

В ПИКе на нулевом этаже, под землёй практически, как и положено для финала, нас ждёт последняя шестнадцатая аптека. Если вы загадали желание и прошли этот квест, то оно обязательно сбудется.

-60

«Были одни бордели, а теперь одни аптеки, скучно» — скажут некоторые читатели. Не спешите с далекоидущими выводами. Действительно, в районе Сенной площади оступившиеся женщины больше не тащат прохожих в свой грязный притон. Сейчас совсем другие времена. В больших квартирах с хорошим ремонтом гостеприимно распахнули свои двери литературные салоны, где вас встретит радушная хозяйка и познакомит как с отечественными писательницами, так и поэтессами из стран Африки, Азии и Латинской Америки. Они почитают гостям свои произведения, проявят максимум внимания и заботы, чтобы каждый уходя оставил здесь частичку сердца и захотел непременно вернуться сюда вновь.

Для комфортной жизни у человека должен быть выбор. Один идёт в салон, а другой - в аптеку. Третий, возможно, в аптеку после салона. Очень хорошо, что этот выбор появился и теперь на Сенной можно найти себе развлечение по душе.

Подписывайтесь, чтобы знать про аптеки всё.