Некоторые думают, что истории (фильмы, книги и т.д.) должны быть чем-то новым. Что иногда говорят люди? "Ничего нового", "это мы уже видели", "сюжет банален".
И это мне кажется странным, ведь любой сюжет - банален.
Ну серьезно, что может появиться такого, чего мы еще не видели? Люди сами этого не осознают (в большинстве), но именно этим обосновывают то, что им не нравится фильм/книга. Хотя все сюжеты всегда про одно, так или иначе, любой сюжет повторяет многие до него. Какими украшениями не приукрашивай, как не меняй - черное против белого, неоднозначность черного и белого, искупление, преображение, катарсис. игра в жертву-преследователя-спасателя и т.д.
"Не нравиться" фильм/книга может по таким причинам:
- хотел развлечения, а не развлекает (серьезное) - зачастую сейчас ищут именно развлечения, отвлечения, чего-то поверхностного и легкого, чего не нужно "воспринимать нутром" и как-то там "переваривать. Это неплохо, это тоже важно, но если человек ищет только этого... сами понимаете, эту статью он, скорее всего, и не читает))
- психологические аспекты, раскрывающиеся через фильм/книгу, не созвучные тем, что беспокоят человека: он не может это пропустить через себя, не воспринимает, его это не трогает
- он просто не может понять - в детстве я не могла понять, чего там интересного в этом фильме "Гараж". Выросла - и как поняла XD
Большинство, как не печально, смотрят фильмы ради экшОна. Простых свистоперделок, ярких вспышек и т.п., которые вызывают у нас простейшие биохимические реакции, которые мы интерпретируем как удовольствие. Очень простое, если не сказать - примитивное. Это тоже важно и нужно, повторюсь. Но это как на салют смотреть в средневековой Европе - магия! Эффектно, но не эффективно. Толку от такого зрелища?
Но есть (и меня радует это) люди, которые понимают, что ценны НЕ только развлекательные фильмы. Что искусство (если это оно, конечно) несет в себе и глубокую психологическую идею! Смотря/читая такие произведения - мы развиваемся через них сами, получаем опыт!
Иногда таже психотерапевтический.
Пример этого - фильм Кит с Б. Фрейзером.
Я долго готовилась к его просмотру, т.к. предчувствовала, что он меня захватит и его надо будет переваривать какое-то время.
Так и произошло. Нет - произошло даже больше! Фильм превзошел мои ожидания! Вот уже пол дня я под впечатлением - я не могу заниматься другими делами, я все погружена в эмоции этого фильма!
Почему?
Ведь сюжет, как пишут некоторые в своих отзывах, банален?
Как я и сказала - все сюжеты банальны. Хорошая история, это не про что, а про как!
А уж как сыграл Фрейзер - это действительно потрясающе! Глубоко, объемно, в самую суть! Я не буду делать никаких разборов и интерпретаций - не хочу никому навязывать свои ощущения - они уникальны у каждого человека!
Своей игрой Фрейзер рассказал:
- Про вину - мы делаем в своей жизни выборы и думаем, что можем сделать идеальный. А если такой не находится - отодвигаем его подальше и стараемся не выбирать или переложить ответственность. Герой фильма выбрал. И теперь живет с последствия выбора. Бывает ли идеальный выбор? Дело даже не в этом, дело в том, как мы решаем нести за него ответственность. герой делает это по-своему.
- Про боль - нельзя прожить жизнь без душевных ран. Вот только есть такие раны,который нам наносит мир, а есть такие, которые мы наносим себе сами. Герой имеет и те, и другие. Зачем он ранит себя? Потому что пункт 1 и 3.
- Про стыд - бывает ли вина без стыда? ПОдумайте на досуге - вопрос интересный. Иногда он приходит как последствие вины, иногда он - ее начало.
- Про страх - мы прячем самое неприглядное в себе. Что с нами случается. когда мы решаемся открыть свой ящик пандоры или шкаф со скелетами? Герой покажет.
- Про чувства брошенных и бросивших - катарсис для всех детей, которых бросили родители. А может и для родителей этих детей тоже. Это как сеанс психотерапии.
- Да, еще это про искупление, про то, как за злобой прячут самые глубокие раны, про то, как мы пытаемся сбежать от себя, про то, как мы не знаем самых близких и т.д.
У меня тоже нашлись душевные ранки по которым прошелся этот фильм)). И как это все отозвалось - потрясающе! В какой-то момент я потеряла ощущение фильма и словно смотрела реальную историю - а со мной это крайне редко бывает.
Как психолог ответственно заявляю: фильм-катарсис. Смотришь - прорабатываешь свои душевные раны. Смотреть полезно всем, кому знакома тема стыда, вины, страха и всем тем, когда бросили родители (так или иначе).