Найти в Дзене

На сломе эпох. О переходе от советского прошлого к рыночной экономике. Небольшие фрагменты истории тех времен, наблюдаемые мной на флоте.

Недавно один из моих давних подписчиков поставил мне в упрёк мою многолетнюю работу на заграничных судовладельцев, или как я сам их называю - буржуев. В оправдание, что попал я туда не по своей воле, вспомню эпизоды того переходного периода от социализма к капитализму в нашей стране и большинстве стран – союзников СССР.

В годы перестройки было принято решение провести приватизацию Дальневосточного морского пароходства. Кажется, как и положено, это решение принималось на собрании коллектива. Но по этому поводу у меня есть некоторые сомнения. Во-первых, у нас нет таких больших помещений, чтобы вместило в себя весь многотысячный коллектив пароходства. Во-вторых, специфика работы моряков в том и состоит, что они большую часть времени проводят в море, вдалеке от порта приписки Владивостока, а потому физически не могли присутствовать. Но возможно, было какое-то голосование на судах, а результаты его суммировались. Кто помнит, прошу уточнить.

В любом случае, решение принималось, само собой, руководством пароходства, а потом уже оформлялось соответствующими протоколами, чтобы приняло законный вид. Как нам тогда разъяснялось с высоких трибун и в партийной печати, частный собственник более эффективный, так как он заинтересован в улучшении эффективности работы своего предприятия. Чем это обернулось в действительности? Частный собственник действительно действовал эффективно – но только для своего кармана. В ближайшие годы большая часть флота была распродана. Крупнейшие пароходства страны Балтийское и Черноморское прекратили свое существование. Дальневосточное пароходство сократилось до микроскопических размеров. Вот как выглядит сегодня.

Тем не менее, мы стали совладельцами пароходства, вложив в него свои ваучеры, которые нам любезно предоставил Анатолий Чубайс.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Думаю, что не ошибусь, предположив, что львиная доля собственности оказалась в руках тех руководителей, что осуществляли приватизацию, а потом распродали флот, как «эффективные» собственники. Кто знает подробности, прошу поделиться. Конечно, если это не связно с риском для жизни, так как каждый проданный пароход стоил миллионы долларов, а все сделки с такими суммами не любят, когда они получают огласку.

В общем, вскоре морякам негде оказалось работать, так как в пароходстве осталось мало судов. Потому и потянулись моряки в образованные повсюду круинговые компании, которые направляли их на работу в зарубежных компаниях, главным образом, на суда под «удобными флагами».

В 1991 году мне посчастливилось впервые попасть под флаг, причем еще находясь в плавсоставе ДВМП.

под флагом либерии. фото из архива автора
под флагом либерии. фото из архива автора

Поэтому, как и во время многих других важных событий, в момент августовского путча я был на судне в море. По приходу в порт, где-то в Персидском заливе, местный агент, зная, что экипаж состоит из россиян, сообщил капитану, что в нашей стране произошел государственный переворот.

Мы начали гадать, что нас ждет по возвращении на Родину. Сами мы доступа к новостям не имели, а агент сказал нам, что власть захватила хунта во главе со спецслужбами. Значит, намечается что-то типа лагеря строгого режима. У нас возникли опасения, что валюту, которую мы заработаем, конфискуют на таможне во благо страны. В воображении рисовалась та благожелательная атмосфера на финской, а может быть, румынской границе, которую пересекал Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер-бей с ценностями, заработанными тяжким трудом, подобно тому, что нам тоже предстояло привести домой по окончании контракта.

пограничники встречают остапа бендера. кадр из фильма "золотой теленок"
пограничники встречают остапа бендера. кадр из фильма "золотой теленок"

Никаких банковских переводов в те годы еще не существовало, нам предстояло везти наличными всё, что заработано за весь 9-месячный контракт, а значит, делиться с властями, как будет установлено законом, а то и произволом тех должностных лиц, которые будут нас встречать на границе.

Но уже через несколько дней мы были успокоены известиями, что путч провалился, и страна вернулась на путь намеченных демократических преобразований. Мы вздохнули с облегчением. Нас такой исход в тот момент устраивал. А вот был ли он на благо страны, можно долго спорить и гадать. Но эту тему оставлю для других специализированных каналов.

Продолжение следует...

Спасибо за прочтение и комментарии.