Легкая комедия "За бортом" (1987), в которой девушка на свою беду потеряла память и напрочь забыла ту жизнь, которой жила. Преследуя свои личные цели главный герой создал для нее новую историю, дал новое пространство и ввел в новое общество. В этом незамысловатом, на первый взгляд, фильме, на фоне романтики и комизма, происходят важные социальные процессы, которые по кирпичикам складывают жизнь каждого из нас. Социализация, общение, стереотипы, Я-концепции... Об этом подробнее я расскажу ниже.
Социализация героини
В фильме представлены различные институты, которые относятся к процессам первичной, вторичной социализации, а также ресоциализации главной героини. В первичной социализации таковыми являются родительская семья (мама), во вторичной – собственная семья (муж), “высший свет” к которому себя относит девушка, ее окружение. К институтам ресоциализации относятся: больница, в которую она попала, новые знакомые, друзья и семья “псевдо-мужа", который "взял" ее под свою опеку после амнезии.
Социализация главной героини происходит с помощью разных механизмов. В результате “Традиционного” механизма у главной героини сформировалось стереотипное поведения, которое ярко отражалось в ее высокомерной манере общения с персоналом. То же стереотипное поведение демонстрировали герои из ее ближайшего окружения – мать и настоящий муж. “Институциональный” механизм социализации запустился в момент пребывания героини в больнице, при коммуникации с полицией, СМИ и, в дальнейшем с персоналом школы. “Стилизованный” механизм, был крайне гипорбализирован. Он отражался к нарочитому стремлению героини к комфорту, роскоши, достатку, которые типичны для людей ее социально-культурного слоя. Далее этот же механизм был заметен и в том, как главная героиня адаптировалась в доме своего “псевдо-мужа”, принимая правила и жизненный уклад его семьи. “Межличностный” механизм работал через идентификацию героини с мужем и матерью, а затем и с “псевдо-мужем”, который стал для нее значимым человеком. “Рефлексивный” механизм непрерывно сопровождал главную героиню, как до амнезии, так и после. До амнезии героиня пыталась осознать то, чего ей не хватает в ее, итак переполненной жизни. А после амнезии в том, чтобы найти себя и свое место в непривычном пространстве, поскольку влияние первичной и вторичной социализации перешли на уровень бессознательного и давали о себе знать лишь неосознанными внутренними конфликтами.
Ресоциализация героини произошла после попадания в дом “псевдо-мужа”, так как именно там она столкнулась с необходимостью принимать иные ценности и нормы. Этот процесс то и дело порождал внутриличностный конфликт того, чем живет героиня в настоящий момент и тем, что было ей присуще до потери памяти. Будто произошла “переустановка” системы ценностей ее жизни . Героиня считается объектом социализации в общем смысле, так как живет в обществе. Субъектом социализации она является, поскольку осуществляет коммуникацию с агентами социализации (описаны выше). Жертвой социализации она становится во время потери памяти, так как “псевдо-муж” решает воспользоваться ситуацией и ее слабостью, помещая ее в непривычные условия. По сюжету фильма видно, что героиня испытывает от этого дискомфорт и даже страдает.
Я-концепция героини
В начале фильма “Я-реальное” героини было утрачено, она испытывала дискомфорт в своем статусе, ей постоянно “чего-то не хватало”, что регулярно вызывало ее истерические всплески. “Я-идеальное” соответствовало ее запросам на все большую роскошь и эпатажную самопрезентацию. “Я-зеркальное” героини отражалось в том, что она думала о своем образе. Ей казалось, что другие воспринимают ее авторитетной и обеспеченной.
В конце фильма “Я-реальное” было восстановлено героиней через обретение семьи, любви и ее истинны ценностей. “Я-идеальное” выразилось в ее желании быть матерью не только сыновьям главного героя, но и общих детей. “Я-зеркальное” героини, проявилось в ее расположении к команде яхты. Теперь она считала, что принята ими и могла быть к ним душевной.
Личностная идентичность героини в течение фильма претерпевала изменения от стервозной и беспринципной личности (общение с командой яхты и плотником), к женщине, которая может постоять за себя и свою семью (общение с учительницей в школе), может преобразовать пространство вокруг себя (жизнь в доме псевдо-мужа), проявлять креативность (участие в конкурсе площадки для гольфа), сострадание (наблюдение за ночной работой псевдо-мужа), заботу (уход за детьми). Но, которая не лишена слабостей, как физических, так и психических (злость, недоверие, обида). Индивидуалистический ориентир сменился на семейственный.
Социальные установки героини
В фильме представлены как позитивные, так и негативные социальные установки . Так, у героини были сформированы положительные установки к благоприятным событиям (финансовое благополучие). И, отрицательные установки к тому, что являлось неприятными стимулами (после амнезии - место, где она жила, шумные дети и пр.). По отношению к главному герою фильма изменялась энергозащитная установка героини. Вначале она воспринимала его, в качестве угрозы ее личности и благополучию. Затем, пройдя адаптацию в его доме, увидев его старания, установка поменялась на позитивную. То же произошло и с “ценностно-выразительной” установкой, когда героиня в начале фильма причисляла себя к представителям высшего света с ограниченным набором стереотипических проявлений, которые формировали негативную “ценностно-выразительную” установку ко всем, кто не соответствовал ее представлениям. Затем, в процессе ресоциализации, “ценностно-выразительная” установка трансформировалась, а круг представителей ее личностного типа расширился. Мировоззренческая установка также претерпела изменения, когда героиня открыла себя в роли матери, хозяйки, любимой женщины.
Социальные стереотипы героини
В начале фильма героиня говорит о социальном стереотипе, который связан с ее социальным статусом, когда подтверждает мысль мужа о том, что у плотника или людей "подобных" профессий наверняка и дома своего нет. Во время пребывания в доме у “псевдо-мужа”, когда дети заболели сыпью, из уст героини звучит гендерный стереотип о том, как должен вести себя “взрослый мужчина”. После обнаружения своего нижнего белья в бардачке машины (память еще не вернулась), героиня произносит социальный стереотип о том, что “после такого жена должна подать на развод”.
Общение
В фильме есть примеры как межличностного, так и массового общения. Межличностное общение происходило в момент непосредственного контакта героев друг с другом. Пример массового и опосредованного общения раскрыты через сюжет, где в теленовостях сообщается о том, что героиня была найдена в воде с амнезией и показано то, как на это реагируют ее муж и главный герой фильма.
Прямое и межперсональное общение между главными героями фильма отражено в тех моментах, когда они проявляют свои специфические индивидуальные качества. Ролевое общение происходит в начале фильма между героиней, как “владелицей яхты” и героем “плотником” (тогда же осуществляется их “деловое” общение), В дальнейших сюжетах ролевое общение происходит между “мамой” и “дочкой”, между “мужем” и “женой”, “матерью” и “детьми”, “родителем” и “работником школы” и пр. Конфликтным общение было всякий раз, когда это затрагивало интересы сторон. Доверительным оно стало, в сюжете, когда “псевдо-муж” оказывал заботу героине, и во время ее заболевания сыпью, а также во время празднования её дня рождения и пр.
Между героями, в процессе их коммуникации, регулярно возникали барьеры. Барьер коммуникации возник, когда плотник сделал шкаф “не из того дерева” и героиня высказала мнение о том, что ему должно было быть и так известно, из какого материала его следует делать. Барьер взаимодействия между героями возникал явно в начале фильма и латентно после потери героиней памяти, когда она испытывала чувство злости из-за несовместимости позиций с главным героем фильма. Барьер понимания и восприятия возникал у героини в процессе ресоциализации, когда адаптация к месту жизни и окружающим еще не была достигнута.
Малые и большие группы
Героиня включена, как в малые группы (от 2 до 30 чел.): семья матери, семья мужа, коллектив больницы, семья и друзья “псевдо-мужа, дети, команда на борту яхты, так и в большую группу, которая упоминается в фильме косвенно и может называться “высшее общество”. Данная большая группа имеет место, так как влияет на особый стиль поведения героини (ее нрав, обычаи, традиции), определяет ее образ жизни, особые интересы (которые проявляются бессознательно даже во время потери памяти), а также её ценности и потребности.
Принадлежность к большой группе “высшего света” подкрепляется коммуникацией героини в малых группах (с мужем и мамой). Стереотипы и динамика большой группы влияет на формирование личностной и социальной идентичности героини. Это ярко выражается в ее манере самопрезентации и коммуникации с окружающими. Но, активное взаимодействие в малых группах в семье “псевдо-мужа”, изолированность от иных социальных контактов, дало импульс к переоценке ценностей и изменению личностных установок героини. В результате ресоциализации был пройден процесс адаптации личности, и даже после возвращения памяти можно говорить о том, что социальная идентичность героини обрела более органичную и гармоничную структуру, нежели в начале фильма.
Автор: Инна Педе, психолог юнгианской и психоаналитической модальностей (с)