Найти тему
Репортажи из СССР

Лениградские игрушки с бывшего порохового завода

Вряд ли Петр I, основавший в 1715 году первый пороховой завод, мог предполагать, что спустя пару веков один из цехов этого предприятия будет выпускать продукцию, предназначенную для самых юных потребителей - игрушки.

Между тем, Охтинский пороховой завод, в советское время переименованный в Охтинский химический комбинат, занимал лидирующие позиции по производству игрушек сначала из целлулоида, а чуть позже - из пластмассы.

Конечно же, это производственное направление не было основным в деятельности комбината, но и в востребованности ему тоже нельзя было отказать. Вообще, история предприятия сложна, ввиду множественных реорганизаци1, но по-другому и быть не может у производства, своими корнями уходящего в начало XVIII века.

В конце 20-х гг. был разделен на два отдельных предприятия, одно из которых специализировалось на продукции военно-химического профиля, а второе - на изделиях чисто гражданского назначения. Вот на этом втором предприятии, которое известно своим клеймом ОХК (Охтинский химкомбинат) в 30-е годы и начался выпуск целлулоидных игрушек и целлулоидных же товаров широкого потребления.

Начиналось производство игрушек со скромной линейки - анималистической. Небольшой набор лесных и домашних зверушек был довольно прост с технической точки зрения, тем более, что целлулоид, который раньше предприятие закупало за границей, научились производить в собственных цехах.

Поэтому спустя некоторое время завод решился открыть линию по производству целлулоидных кукол, как одной из самых востребованных с коммерческой точки зрения, игрушки. Первые куклы изготавливались по заграничным образцам - французским и немецким, причем, часть форм была приобретена легальным путем, часть - попросту потихоньку скопирована.

Те, самые первые куклы, и сегодня легко опознаются по продуманной деталировке черт лица, подвижным "следящим" глазкам, тонкой ручной росписи, качеству целлулоида - он более тонкий, не имеет посторонних оттенков, красители устойчивы к выгоранию. Правда, одежек этим красавицам не полагалось - при комбинате не было швейного цеха, и о нарядах для кукол предстояло заботиться их будущей владелице.

Слева - довоенный образец, скопированный с французской куклы, справа - послевоенный, упрощенный.
Слева - довоенный образец, скопированный с французской куклы, справа - послевоенный, упрощенный.

Необычным для игрушечного производства было и то, что небольшими партиями комбинат выпускал отдельно головки кукол. Обычно их приобретали артельщики, которые докупив остальные "детали", мастерили собственных кукол на продажу, но также среди покупателей иногда находились и рукодельницы, которые предпочитали мастерить кукол своими руками и нуждались только в самой технологически сложной детали - головке.

В более позднее время, когда производство игрушек было поставлено на широкую ногу (более 5 000 000 экз. в год), внешний вид кукол стал менее изысканным: более простые прически, исчезновение мелких деталей, у некоторых кукол ручки/ножки были отлиты прижатыми к туловищу, "следящие" глазки заменили на нарисованные неподвижные.

После VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957 г.) понятие интернациональной дружбы начинает проникать во все сферы жизни человека, и конечно же, находит отражение и в некоторых производственных моментах. Так, например, Охтинский химический комбинат осваивает выпуск линейки кукол с темным цветом кожи.

Причем, разные партии кукол имеют совершенно разный оттенок "кожи" - от очень темного до цвета кофе, хорошо разбавленного молоком. Интересно то, что одни и те же темнокожие куклы в продажу могли поступать под разным названием, которые зависели от типа костюма. Так, например, одна кукла называлась негритенком, а другая - киргизом, и одеты они были в соответствующие национальные одежды.

Анималистическое направление в игрушках этого предприятия тоже процветало и творчество талантливой художницы Натальи Дмитриевны Тырковой сыграло в этом далеко не последнюю роль. Игрушки, сделанные по эскизам Натальи Дмитриевны, всегда отличались характерной стилистикой: с одной стороны, они стилизованы, слегка упрощены, а с другой - легко узнаваемы и вызывают непременную симпатию.

В начале 70-х, когда целлулоид был признан далеко не самым безопасным материалом, производство переключается на выпуск продукции из пластмассы. И хотя для некоторых кукол использовались еще старые "целлулоидные" формы, внешний вид их снова изменился.

Анималистическую линейку переход на пластмассу тоже затронул изменениями во внешнем виде - игрушки стали более простыми по внешнему виду и менее детализированными...

Припоминаете что-нибудь из игрушек от этого производителя?

-9

*****************************************************************************

Тематическая группа канала ВКонтакте - добро пожаловать!

******************************************************************************