Как могли заметить постоянные читатели, я очень люблю рассказы. Татьяна Леонтьева - новый для меня автор, знакомство с которым обязательно продолжится.
Знакомимся с автором и героиней
Именно с обеими, потому что рассказы основаны на лично пережитом.
В начале нулевых Татьяна приезжает из Томска в Санкт-Петербург поступать в Муху. Знаменитое училище автор не закончила, но в её рассказах заметен взгляд художника: они написаны как зарисовки из жизни, яркими мазками, легко, узнаваемо. А ещё у молодого автора прекрасное чувство юмора.
Те, чья молодость пришлась на нулевые, легко узнают то время на страницах книги. А если нет, все равно узнают себя. Все же были молодыми?
Герои Татьяны Леонтьевой кипят энергией и не умеют её применить в мирных целях. Обустраивают нищий быт общаги и делятся последним. Влюбляются не в тех и дружат на всю жизнь. Живут сердцем, а не мозгами.
Иногда хочется потрясти за шкирку: Таня, хватит бухать! И зачем тебе этот Миша, блин?! Не слышит... Поиронизирует над собой и дальше пошла по граблям. Но старается жить лучше. Вот уже и суп научилась варить. Правда, пока без фрикаделек.
Я бы с ней подружилась.
Легко, но со смыслом
Вот в рассказе "Стопки за 20 тысяч" вчерашняя школьница приезжает в Питер поступать в художественное училище. В потайных карманах зашиты на крайний случай 20 тысяч рублей - все, что скопила мама, работая на трёх работах.
Помните толкучку вещевых рынков и псевдорозыгрыши призов? В таком лохотроне Таня оставила все деньги.
Уже и стопки, напоминающие постыдную историю, разбились, а она все помнит эту коробку.
Ещё я мечтала, что вот пройдет много лет, окончу я Муху, стану известным иллюстратором, буду получить огромные гонорары. А мама ведь когда-нибудь выйдет на пенсию, и вот тут-то я и пришлю ей двадцать тысяч рублей. И ещё много, много тысяч рублей! И мне наконец перестанет быть стыдно.
Но и тут я ошиблась.
Прошло много лет, мама вышла на пенсию. Известным иллюстратором я не стала, зато работаю на трёх работах и действительно высылаю маме деньги. Я выслала уже гораздо больше двадцати тысяч, но оказалось, это ничего не меняет. И думаю, дело не в инфляции.
рассказ "Стопки за двадцать тысяч"
А вот студентки решили подработать в кино. Платишь тысячу рублей, тебя вносят в базу и могут пригласить в массовку.
Оказалось, на практике это адова работа: долгая дорога, длинный съемочный день, мокрые ноги в дырявых ботинках и, возможно, вся зарплата уйдет на лекарства.
Фильм о войне, снимается сцена казни партизан. А массовка - это местные жители. Полицаи с собаками согнали их смотреть на показательную казнь:
Бывалому досталась роль полицая. "Стоять! - закричал он. - Не расходиться! Глаза не опускать!". И собаки, как по команде, залаяли.
Не знаю, как Вальке и Стрельниковой, но мне стало до одури страшно.
Таня переживает сцену так, будто это не кино:
Я поняла, что вот сейчас они умрут, и этого никак не поправить, ничего никогда не вернуть.
И как они, эти убийцы, этого не понимают?
И так 20 дублей.
Гонорара пришлось ждать долго, а выхода фильма - ещё год. Что же увидели актрисы массовки? Герои фильма стояли на фоне окна, а где-то за окном, далекоооо, можно было различить толпу местных жителей и 2 взлетевших вверх силуэта "повешенных". Секунда.
А я все вспоминала, как кричала та женщина и как лаяли собаки. И я знала, что она там, в фильме, все-таки кричит, а мы тоже там есть и нам страшно. И, может быть, поэтому не страшно ей.
рассказ "Местные жители"
Я смеялась в голос, читая как Таня по настоянию мамы искала жениха на сайте знакомств (рассказ "Татьяна, 30 лет, Овен"). И кивала, мол, да, все так и есть, когда читала о встрече одноклассниц через 17 лет после школы (рассказ "Жизнь продолжается").
В общем, много рассказывать о книге - только спойлерить.
Как обычно бывает в сборниках, не все рассказы равноценны. Я планировала читать по 2-3 в день, а проглотила все за выходные. Теперь хочу "Полтора килограмма соли".
Книга вышла в серии "Проза наших дней" издательства "Фолиант".
Лайк поможет алгоритмам Дзена заметить статью (но это не точно) и придаст уверенности автору.