Найти в Дзене
AFTERSHOCK

Кризис 1969–1971 гг. и конец активного роста американской эко-​номики

С конца 1940-х до конца 1960-х США демонстрировали впечатляющий рост, который не могли задержать даже экономические кризисы. Последние были не особенно глубокими и сильными. Еще более активно, очень мощно росли экономики Японии, Германии, Италии, в меньшей степени других европейских стран. Кризис 1969–1971 гг. не был сильным и глубоким, хотя и фаза депрессии оказалась достаточно затяжной. Но он важен в том плане, что после него развитие экономики США, а также и других капиталистических стран уже никогда не достигало таких темпов экономического роста.

В США кризису 1969–1970 гг. предшествовал небывало длительный экономический подъем, лишь слегка замедленный в 1967 г. По данным бюро экономических исследований, к середине 1969 г. этот рост продолжался уже свыше 100 месяцев. Предыдущий рекорд продолжительности периода экономического роста относился ко времени второй мировой войны и составлял 80 месяцев, а предшествующей последнему – только 50 (Перло 1975: 10). В немалой степени необычным для США повышением индекса производства в 60-х гг. страна частью обязана влиянию научно-​технической революции на производство, а в известной мере – мероприятиям президентов Кеннеди и Джонсона. Названные «новой экономикой», эти мероприятия сводились к стимуляции хозяйственной конъюнктуры, финансируемой в немалой степени, правда, за счет дефицита государственного бюджета и роста государственного долга, что усиливало развивающуюся в стране инфляцию. Отмечу, что этот период в некоторых смыслах перекликается с современным периодом в США. Только60 лет назад государство стимулировало эффективную промышленность за счет бюджета, а сегодня «зеленку» и «критическая расовую теорию». Существенно стимулировала подъем и война в Индокитае (Лан 1978: 569). Со второй половины 1969 г. в США начался очередной спад производства, продолжавшийся более года. В результате с III кв. 1969 г. по IV кв. 1970 г. валовой национальный продукт (ВНП) сократился на 3%, а промышленная продукция – с августа 1969 г. по ноябрь 1970 г. – на 7,5%. (Меньшиков 1981: 23). Хотя кризис в американской экономике давно назревал, но нельзя не отметить, что его развертывание было в немалой степени усилено уменьшением военных расходов, так как эскалация войны во Вьетнаме пошла после 1968 г. на убыль. Напомним, что в 1966–1967 гг. резкое увеличение военных расходов, напротив, воспрепятствовало кризисным тенденциям. Стоит отметить, что и в 2022 году рост военных расходов и заказов не давал развиваться процессам, ведущим к рецессии.

Наметившийся летом 1969 г. поворот к спаду вначале был почти не замечен государственными экономистами. Но эта тенденция оказалась намного серьезней, чем все предшествующие. И хотя спад в производстве не был особенно глубоким, но топтание экономики на месте оказалось длительным, наивысший предшествующий уровень промышленного производства был превышен только через 30 с лишним месяцев (Перло 1975: 10). Длительная депрессия производства, естественно, повлекла за собой безработицу и сокращение доходов миллионов людей. Как уже говорилось, цены вели себя иначе, чем раньше. В период кризиса 1969–1970 гг. оптовые цены за два года выросли на 7,7% (см.: Покатаев 1973: 87–88). При этом цены и безработица увеличивались одновременно (Ван дер Вее 1994: 46). Президент Никсон в целях уменьшения инфляции установил контроль над ценами и заработной платой. Однако эти меры оказались бесполезными[1].

Многолетнее превышение расходов над доходами и эмиссия долларов, с помощью которой во многом покрывался растущий пассив платежного баланса, привели к тому, что кризис экономики перерос в кризис доверия к доллару. Президент Никсон в августе 1971 г. приостановил конвертируемость доллара в золото, а затем и девальвировал его почти на 8%, о чем в декабре 1971 г. было объявлено на международной конференции в Вашингтоне в Смитсоновском институте. В конечном итоге это завершилось валютным кризисом и паникой на валютных рынках. Валютный кризис знаменовал фактический отказ от Бреттон-​Вудской системы и неизбежный переход к плавающим валютным курсам (см. подробнее, например: Зарифьян 1977)[2]. Мало того, выросли и таможенные тарифы (при этом – вопреки достигнутым договоренностям). Нисходящая фаза длинной волны набирала силу.

Кризис 1969–1971 гг. не был ни глубоким, ни продолжительным, однако оказал существенное влияние на общую тенденцию развития мирового капиталистического производства. Развивался он неравномерно. Разразился он, как мы видели, летом-​осенью 1969 г. в США, затем на несколько месяцев охватил Японию, Францию и Италию, и, наконец, в 1971 г. – ФРГ и Великобританию. Он отразился на годовых данных лишь в США, в других странах его можно было наблюдать лишь на основе месячных данных; в годовом индексе промышленного производства он проявился лишь в виде спада темпов роста. В целом по капиталистическому миру темпы промышленного производства замедлились с 8% в 1969 г. до 2% в 1971 г. (см.: Рапош 1986: 177). В Западной Европе кризис был наиболее сильным в Англии, где национальный продукт уменьшился с IV кв. 1970 г. по II кв. 1971 г. на 1,7% (Меньшиков 1981: 23).

В Европе кризис не принял глубокие формы, поскольку там только что закончилась рецессия 1967 г. Но он показывал, что экономическое выравнивание в конце 60-х гг. в Европе не дало необходимого эффекта, что темпы экономического роста падают и в целом экономический импульс роста там снижается. Главное же, в Мир-​Системе происходили глубокие структурные изменения. Ее центр – США – испытывал результаты гегемонистской перегрузки, которые выразились в тяжелом валютном кризисе. Экономика Европы в 1971 г. также подверглось негативному воздействию денежного кризиса, а новый кризис, проявления которого стали заметны с 1973 г., окончательно затормозил экономический рост в Европе.

Автор - Леонид Гринин

Источник

Друзья, не забудьте поддержать автора лайком, а также подписаться на канал - AFTERSHOCK.