Если бы храм умел говорить, он бы нам рассказал...
О том, как родился он на Вилегодской земле. Родители его, два обветшавших храма от времени пришли в негодность. Тысячи рук по копеечке несли батюшке денежки на новое здание. Потому что никак без храма не могли жить люди.
Рассказал бы о том храм, как множество добрых рук возводили его стены 20 лет. С 1785 по 1807 год. Как украшали его, заботились о том чтоб и крыльцо было высокое, и полы каменные, и иконостас новый. Построили второй этаж (в честь Флора и Лавра), придел (в честь Благовещенья), и колокольню со звонкими колоколами.Так появился Ильинский храм, в честь пророка Илии.
Вспомнил бы собор о том, что прихожане дали жизнь ему на свои средства и все время заботились о нем, украшали его.
Со своей колокольни храм наблюдал, как на центральной площади народился его младший брат — храм Афанасия и Кирилла. Высокий могучий, красивый богатырь, он затмил по великолепию своего старшего брата.
Храм бы поведал, как он плакал дождинками, когда увидел, как взорвали и разобрали на камушки младшего брата, как сняли с самого него колокола и разрушили колокольню.
Как ежился он и страдал, когда вместо прихожан под опустевшие своды приходили детишки на занятия физкультурой. Как больным эхом в сердце отдавались удары мяча о стены "спортзала", прыжки детские через скакалку... Да мало ли еще чего... Хорошо, что в алтарь не заходили. Вон, в приделе автовокзал сделали, а в алтаре придела кассу.
Пожаловался бы храм, что ослепли глаза-окошки от горя, замутилось стекло. И поведал бы, вздохнул облегченно, что смог устоять, не был разобран на кирпичики, дождался своего времени, возвращения колокольни и колоколов, восстановления внутреннего убранства.
Порадовался бы, что снова есть иконостас, что снова спешат сюда люди, что снова звучат слова молитв, что снова горят свечки.
И хочет храм, чтоб бережнее люди относились ко всему, что есть на Земле.
И всё-таки церковь над тихой деревней
Покой навевает блаженный и древний!
Иль небо за нею, иль чистые звоны
В душе растворяют бесследно препоны.
И золото купола не вредоносно!
Оно бескорыстно! Оно венценосно!
Частичка Руси, уголок тот родимый, —
Он церковью будто веками хранимый!
Святая защита живого пространства!
И с горькими мыслями можно расстаться,
Отбросивши торги, расчёты и меры,
Почуявши силу ниспосланной веры…
Видна отовсюду в деревне церковка.
Пред нею
за многое,
братцы,
неловко!
Леонид Зельцер "Деревенская церковь"
Спасибо, что дочитали. Как Вам стихи Л.Зельцера?