Найти тему
КультПрогулка

Не зря эту картину запрещали

Перед вами, пожалуй, самая сильная картина Константина Савицкого.

Назыаается она "Инок". Первоначально художник называл ее "Послушник".

Инок и послушник синонимы. Обозначают они человека, который готовится стать монахом. Уже живет монастырской жизнью, но еще не пострижен. У него еще есть путь назад, к мирской жизни.

Послушник у Савицкого очень своеобразный, мы не ожидаем увидеть такого человека в монастыре.

Перед нами сильный, красивый молодой мужчина, полный жизненных сил.

Савицкий интересно расположил своего героя. На первом плане оказывается не лицо мужчины, а область паха и сильную руки.

-2

Лицо, хоть и не на первом плане, но тоже заслуживает внимания. Это лицо очень умного человека, которому чуждо бездумное послушание.

Этот человек должен любить, растить детей, пахать землю, решать судьбу своей земли, а не читать молитвы и усмирять свою плоть.

-3

Эгот образ абсолютно инороден монастырской обстановке.

Но картина не только о судьбе отдельного послушника, который случайно попал в монастырь.

Она о судьбе всего народа, настроение этого инока выражает настроение многих людей.

Это про всеобщее разочарование в религии.

Не зря же Ленин называл Льва Толстого зеркалом народа.

Лев Николаевич поначалу был очень воцкрковлен, а потом так разочаровался, что пришлось его от церкви отлучить.

Эта картина как раз об этом разочаровании, которое не только Льва Николаевича посетило.

Оно посетило очень многих, оно было одним из ведущих настроений в обществе.

Что было потом все знают.

-4

Пытаясь замедлить накатывающие изменения, картину запрещали к показу.

В образе инока многие видели не просто несостоявшегося монаха, а русский народ в целом, которому православие стало тесновато, душа у него шире, не помещается в эти тесные рамки.

А вы что думаете об этой картине? Какие чувства она у вас вызывает?