Хорошая история всегда насыщена символами и «Гарри Поттер» не исключение. Иногда даже одна деталь может рассказать о многом. Например, патронус. Известно, что патронус Гарри — олень, такой же патронус был и у его отца. Почему писательница выбрала именно это животное, почему не сделала патронусом, например, льва (эмблема Гриффиндора, между прочим), который подчеркнул бы его доблесть и мужество? Все дело в сакральной символике этого грациозного зверя.
Хотя иные представители церкви неодобрительно отнеслись к мальчику-который-выжил, сложно не заметить, что сказка буквально пронизана христианскими смыслами. И речь идет не только о прямых цитатах («Последний же враг истребится — смерть», «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»), но и о символах.
В христианском «Физиологе» указано, что олень может убивать ядовитых змей весьма любопытным способом. Сначала он плюет водой в расселины, вынуждая рептилий выползти наружу, а потом давит их копытами. Впрочем, такая же слава была у оленя и в античности. Он считался врагом змеи, а его шкура служила талисманом, защищающим от укуса ядовитой рептилии. Даже оленьи рога способны испугать змею и заставить ее уйти. А древние германцы верили, что олень одним дыханием может прогнать рептилию.
Аллегория вполне прозрачная, если вспомнить, что эмблемой Слизерина является змея, а заклятый враг героя — выпускник и наследник Слизерина с ручной змейкой. К тому же на втором курсе Гарри лично убил василиска — царя змей. Собственно, поэтому олень в средние века быстро стал символом борьбы добра со злом, воплощением благородства, благочестия и силы духа.
К слову олень был еще и символом отшельничества, так как обитал в самой чаще леса. Конечно, Гарри сложно назвать отшельником в привычном смысле этого слова. Однако первые одиннадцать лет своей жизни он провел вдали от волшебного мира, в чулане под лестницей, ничего не зная о своем предназначении и магическом даре. Так что в определенной степени он был затворником, хотя и помимо своей воли. Но, разумеется, только христианскими иносказаниями Роулинг не ограничилась — все же «Поттериана» это не «Хроники Нарнии».
Благодаря умению сбрасывать рога олень считался символом возрождения и обновления жизни, что как нельзя лучше отражает особую роль Гарри Поттера в волшебном мире. Именно с ним все связывают надежду на лучшее, он буквально воплощает собой веру в победу. Недаром Дамблдор именно так напутствует Кингсли и Люпина: «Гарри — главная наша надежда, доверяйте ему». И на этом стоит остановиться подробнее.
Средиземье Толкина можно представить без скромного хоббита Фродо Бэггинса, так как профессор сначала придумал свою вселенную, и только потом калейдоскоп историй для нее. Но представить мир Роулинг без Гарри Поттера невозможно, что еще раз доказала заглохшая франшиза «Фантастических тварей». Без мальчика-который-выжил и его противостояния темному лорду мир Роулинг как будто застывает, становится пустым и почти безжизненным. Ведь Гарри Поттер — это краеугольный камень волшебного мира Роулинг. Чувствуется, что писательница сначала придумала историю о маленьком волшебнике и лишь потом создала подходящий мир.
«Гарри, ты волшебник» — объявляет мальчику Хагрид. Но я бы уточнила: главный волшебник — по крайней мере в границах магической Британии, и самое важное — ее истории. Будущий обладатель даров смерти, победитель турнира Трех волшебников, крестраж и истребитель крестражей персонального Темного лорда. С помощью его истории мы узнаем таинственный мир палочек и сов за углом обыденной Англии, его глазами смотрим на происходящее. И в конечном счете все персонажи ранжированы по тому, как именно они относятся к герою. Причем тут патронус?
Дело в том, что олень занимает особое место в кельтской мифологии. Кельты видели в оленях посредников между мирами людей и богов, они были посланниками последних. Более того, в некоторых областях Ирландии и Шотландии олени и поныне считаются коровами фей, скакунами эльфов, фейри, и других чудесных существ. Поэтому олень в этом смысле становится еще и символом магии вообще, чистого волшебства как идеи. Ну и конечно великолепные оленьи рога, напоминавшие дерево — священный объект поклонения всех кельтов от Уэльса до Бретани. Это сходство опять же делало оленя символом вечного возрождения.
Особенно почитался мистический белый олень — проводник в иной мир и спутник богов. Его появление всегда свидетельствовало о том, что где-то рядом творится волшебство. Если вспомнить сияющего оленя Гарри из третьего фильма, которого можно легко принять за белого, то аналогия становится еще более явной.
Ну и конечно нельзя забывать о кельтском боге Цернунне (или Кернунне) с оленьими рогами — а иногда его изображали и человеком с головой оленя или человеком, которого сопровождает олень. Его особенно почитали кельты Британии и Франции. Он был богом леса, диких животных, но что важнее — умирающей и воскресающей природы, символизировал весеннее пробуждение. Впрочем, видели в нем и владыку подземного мира, страны мертвых. На рисунках он предстает сидящим в позе лотоса, с ожерельем воина и змеей в руке. Последнюю обычно трактуют как символ власти, но в некоторых источниках в змее видят образ побежденной зимы. Это вновь возвращает нас к рептильной символике Волдеморта и Слизерина.
Конечно, такой облик рогатого бога сильно не понравился христианским миссионерам, которые немедленно переиначили его в черта. Но несмотря на все усилия священников в английском фольклоре надолго поселился народный образ этого бога — Херн-охотник, призрак Виндзорского леса.
Причем тут Гарри Поттер? Связь самая прямая. Гарри тоже умер, причем ради победы он пошел на смерть добровольно, и воскрес, можно сказать даже дважды выжил после смертельного заклятия. Он побывал в прихожей загробного мира, поговорил с призрачным Дамблдором и вернулся. Учитывая, что битва за Хогвартс случилась 2 мая, сразу после Белтейна (или Вальпургиевой ночи), в разгар весны, совпадение не кажется случайным.
Кстати, любопытный момент. В славянских поверьях олень приносит себя в жертву в Юрьев день ради торжества света. Роулинг вряд ли об этом знала, но совпадение по-своему примечательное.
«Среди волшебников нет принцев, — улыбаясь, сказал Люпин. — Это что же, титул, который ты намерен принять? Мне казалось, довольно будет и Избранного»
Люпин не лукавит, но если бы Роулинг написала свою сказку в XIX веке, то Гарри Поттер обязательно оказался бы принцем какой-нибудь волшебной Руритании (условная страна в популярном романе Энтони Хоупа «Узник Зенды»). Во-первых, таковы были законы жанра (вспомним хотя бы написанную уже в XX веке повесть Астрид Линдгрен «Мио, мой Мио»), во-вторых на это опять же намекает патронус героя. В старину охотиться на оленей могли только монархи и аристократы. Простолюдины рисковали лишиться головы, если отваживались посягнуть на оленя. Ведь олень воспринимался как символ короля и королевской власти — благородный зверь, которого сам Бог увенчал роскошной короной.
При этом свой патронус Гарри как бы унаследовал от отца, хотя узнал об этом уже после того, как его магический защитник обрел форму. Тема отцов и детей вообще очень важна в истории Роулинг, но в случае Гарри — особенно. Несмотря на то, что к началу событий их уже нет свете, они продолжают играть важную роль в саге.
Джеймс и Лили Поттер погибли молодыми, оставшись вечно юными и прекрасными героями легенды о любви и мужестве. Джеймс вообще довольно любопытная фигура. Рассказы его друзей и преподавателей рисуют образ совершенного героя, хотя понятно, что у того же Снейпа другое мнение. Гарри стал тем героем, которым не успел стать его отец, но у последнего были все задатки. И он погиб, сражаясь с могущественным врагом. Чем не условный Элендиль, отец Исильдура?
Лили Эванс — звезда Гриффиндора, прекрасная дама Джеймса Поттера и Северуса Снейпа, любимица декана Слизерина Горация Слизнорта (даром, что училась она другом факультете) и наконец мать, пожертвовавшая жизнью ради сына. В общем то ли девушка, то ли виденье, воплощенная мечта. Ради нее Снейп до конца жизни записался в двойные агенты и погиб, защищая ее сына. При этом патронус Лили — лань, воплощение женственности, символ луны (покровительницы магии), вечно юной девы Артемиды и других лунных богинь. Египтяне посвящали лань богине Исиде, величайшей волшебнице Черной земли, а кельты считали лань животным фей и посланницей богов. Как и олень, она была проводником в иной мир.
И это не стереотипная пара Марти и Мэри-Сью, а следование литературной традиции — у классического героя эпоса не может быть заурядных родителей, принц рождается только у королевской четы. А «Гарри Поттер» написан по всем правилам эпического произведения, пусть даже Гарри начал свой путь в легенду из чулана под лестницей. Ведь как сказал другой великий сказочник господин Андерсен: «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!»