Найти в Дзене
История без фальши!

100РЯВ#4 Почему не бронировали оконечности броненосцев?

Вопрос интересный. Так как на броненосцах типа Екатерина II постройка 1883 - 1894 года, оконечности были забронированы, а на участниках баталий в Японском море нет? Первоначально, броненосцы типа "Екатерина II" тоже должны были быть без бронированных оконечностей, но: В конце августа 1883 года И. А. Шестаков приказал рассмотреть в МТК вопрос о продлении брони на всю длину и уменьшении количества 305-мм орудий до четырех, но с размещением четырнадцати 152-мм орудий на батарейной палубе. При этом И. А. Шестаков предложил разместить 305-мм орудия в башнях, разработанных французской фирмой "Фордж и Шан- тье". С удлинением пояса водоизмещение возрастало до 10145,85 т. Из них на броню – 3101,84 т (30,5%). В качестве образца приведем защиту головного корабля "Екатерины II". Его бортовая поясная броня по ватерлинии состояла из 68 плит (по 34 с борта) различной толщины. В сечении каждая плита представляла собой сильно вытянутый пятиугольник с наибольшей стороной, равной высоте пояса (2,4 м). Т

Вопрос интересный. Так как на броненосцах типа Екатерина II постройка 1883 - 1894 года, оконечности были забронированы, а на участниках баталий в Японском море нет? Первоначально, броненосцы типа "Екатерина II" тоже должны были быть без бронированных оконечностей, но:

В конце августа 1883 года И. А. Шестаков приказал рассмотреть в МТК вопрос о продлении брони на всю длину и уменьшении количества 305-мм орудий до четырех, но с размещением четырнадцати 152-мм орудий на батарейной палубе. При этом И. А. Шестаков предложил разместить 305-мм орудия в башнях, разработанных французской фирмой "Фордж и Шан- тье". С удлинением пояса водоизмещение возрастало до 10145,85 т. Из них на броню – 3101,84 т (30,5%).
Схема бронирования кораблей типа "Екатерина II" первоначальный вид и окончательный
Схема бронирования кораблей типа "Екатерина II" первоначальный вид и окончательный
В качестве образца приведем защиту головного корабля "Екатерины II". Его бортовая поясная броня по ватерлинии состояла из 68 плит (по 34 с борта) различной толщины. В сечении каждая плита представляла собой сильно вытянутый пятиугольник с наибольшей стороной, равной высоте пояса (2,4 м). Таким образом, надводная часть плиты (0,9 м) имела равную толщину, а подводная постепенно утончалась. Толщина плиты измерялась вверху и внизу. Каждая плита борта имела свой порядковый номер. Нумерация шла с носа в корму.
Первая плита пояса у тарана имела толщину вверху 152 мм, внизу – 102 мм
Затем шли три плиты (№ 2-4) толщиной вверху 203, внизу 102 мм, далее – две плиты (№ 5, 6) 254/127 мм. Следующие четыре плиты (№ 7 -10) имели толщину 305/127 мм, и затем шли семнадцать (№ 11-27) наиболее толстых плит 406/152 мм. После них к корме плиты утончались, поэтому шли две плиты (№ 28, 29) в 305/127 мм и две плиты (№ 30, 31) в 254/127 мм. Завершали поясную защиту, соединяясь с соответствующими плитами другого борта, три плиты (№ 32 – 34) в 203/104 мм.
Все 68 бортовых плит размером 8х9 футов (2,44 х 2,743 метра) весили 1134,76 т.

Вопрос бронирования оконечностей стал актуален с появлением скорострельных орудий калибром 4,7 и 6 дюймов. В начале 1891 года во Франции русской делегации была продемонстрирована стрельба из 120/45-мм и 152/45-мм пушек системы Канэ. Стрельба из них производилась унитарными патронами, и французы ухитрились получить огромную скорострельность - 12 выстр./мин - из 120-мм пушек и 10 выстр./ мин из 152-мм. Управляющий Морским министерством решил ограничиться приобретением у Канэ чертежей, не заказывая образцов орудий. 10 августа 1891 года был заключен договор с обществом Forges et Chantiers de la Mediterranes, согласно которому Канэ представил чертежи станков к ним, снарядов, гильз и трубок (взрывателей).

Взяв данные по броненосцам типа "Екатерина II" (вес плиты 8х9 футов или 2,44 х 2,743 метра): 406/127 - 20 тонн, 305/127 - 15 тонн, 254/127 - 12,7 тонны, 203/102 - 10 тонн, 152/102 - 8 тонн, можно прикинуть, сколько бы надо брони для до бронирования участвующих в войне кораблей.

Более того, в техническом задании для "Цесаревича" и "Ретвизана" значились забронированные оконечности толщиной 2,5" и 2" соответственно. Что мешало сделать это со всеми броненосцами и крейсерами 1-го ранга? Я не буду перечислять все корабли Русского Императорского флота, главное понять принцип.

1) Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов".

Вид справа и план русского броненосного крейсера «Адмирал Нахимов».
Вид справа и план русского броненосного крейсера «Адмирал Нахимов».

Борт корабля был защищён сталежелезным броневым поясом длиной 42,4 м (от 32 до 106 шпангоута). Пояс имел толщину 229 мм, утончаясь к низу до 152 мм, плиты укладывались на лиственничную подкладку толщиной 254 мм. С носа и кормы пояс замыкали 229-мм броневые траверзы, образовывая цитадель, в которой находились все жизненно важные механизмы и погреба. Все броневые плиты были брони компаунд (сталежелезная) и изготавливались на Ижорском заводе по технологии английского завода Кэммел из Шеффилда. В пределах цитадели на 12,5 мм прокладку из корабельной стали стелился ряд 38-мм стальных плит, и общая толщина броневой палубы достигала 50,5 мм. За пределами цитадели в нос и корму простиралась 76,2-мм карапасная палуба.

Длина крейсера составляла 101,3 метра, защищено только между шпангоутами 32 и 105 (протяженность 45 м). Таким образом, для прикрытия оконечностей необходимо два десятка плит с каждого борта размерами 8х9 футов (2,44 х 2,743 метра). Вес самой тонкой 152/102 мм составляет 8 тонн. Для бронирования оконечностей необходимо 320 тонн, что вполне, можно было бы изыскать. Но, от торпедирования в правый борт с носа в 21:30-22:00 14 мая 1905 вряд ли спасло.

2) Броненосец "Наварин" - необходимо забронировать 72,8 метра (нос и корма с двух сторон). Если предусмотреть на работы броню Грвея, при высоте 2,44 метра и толщиной на уровне "Цесаревича", против фугасов 63-мм, то вес составит всего около 90 тонн! При грубой стоимости брони с выделкой в 1000 рублей за тонну уйдет на материалы 90 тысяч рублей.

Броненосец "Наварин" - мощный, а оконечности не бронированы
Броненосец "Наварин" - мощный, а оконечности не бронированы

Корабль участвовал в Цусимском сражении и получил в дневной фазе боя следующие повреждения:

Первый снаряд попал ещё в начале боя в левый борт в районе носового торпедного аппарата; позже два крупных снаряда попали с правого и левого бортов в корму, полностью разрушив кают-компанию и вызвав пожар, скоро потушенный. Весьма опасными были две пробоины около ватерлинии, через которые проникало большое количество воды. Их удалось заделать досками и мешками с цементом, и поступление воды существенно уменьшилось.

Таким образом, добавление броневого пояса, позволило бы избежать трех опасных попаданий в районе носового аппарата для пуска самодвижущихся мин и две пробоины около ватерлинии. Броненосец бы все равно погиб, но это была бы совсем другая история.

3) Броненосный крейсер "Рюрик" был забронирован достаточно хорошо, по ватерлинии, но на нос и корму, при защите их 63-мм броней Гарвея требовалось всего около 60 тонн.

Схема бронирования крейсера "Рюрик"
Схема бронирования крейсера "Рюрик"
Уязвимым местом крейсера было румпельное отделение, не прикрытое броневой палубой. Чтобы осуществить поворот вместе с остальными кораблями отряда, «Рюрик» был вынужден сильно сбавить ход. Потеря хода вместе с сократившейся дистанцией до японцев привела к резкому увеличению количества попаданий в русские корабли. Именно в это время от попадания снаряда на «Рюрике» заклинило руль. В тот же момент ещё один снаряд, попав в мостик, начисто снёс штурвал, и корабль лишился управления. На часах было примерно 6 утра. На крейсере сумели завершить поворот, поставить руль прямо и далее пытались управлять кораблём с помощью машин.

Таким образом, добавление броневого пояса позволило бы "Рюрику" защитить рулевое управление и тем самым уйти от противника.

4) Броненосцы типа "Петропавловск" имели хорошее бронирование, а оконечности оставались открытыми.

Схема бронирования корабля типа "Полтава"
Схема бронирования корабля типа "Полтава"

Требовалось брони, не больше чем "Наварину", всего около 100 тонн, тем более, что с началом войны, опыт добронирования кораблей появился. С началом русско-японской войны четыре пушки 6" калибра в средней части корпуса были защищены со стороны борта листами железа суммарной толщиной 76 мм или 3".

Броневой пояс "Петропавловск" от взрыва бы не уберег, "Севастополь" в район ватерлинии никто не травмировал, а вот "Полтаве" в бою 28 июля в Желтом море наличие броневого пояса весьма бы помогло:

"В ходе первой фазы боя в кормовую часть правого борта «Полтавы» попал 305-мм снаряд, пробивший борт примерно в 1,5 м ниже ватерлинии. Снаряд не разорвался, однако через пробоину было затоплено сухарное отделение, после чего вода начала поступать и в рулевое. Благодаря принятым мерам поступление воды в последнее было остановлено, а крен выправили затоплением небольшого отсека левого борта в носовой части".

Еще были попадания чуть позже, но в этом же бою:

"В корму попало подряд два 305-мм снаряда, разрушивших борт на площади 6,3×2 м (от главного пояса до батарейной палубы); через образовавшуюся пробоину заливало офицерские каюты".

Таким образом, можно сказать, что "Полтаве" ой как был нужен 63-мм броневой пояс в носу и корме, по 40 метров с каждого борта.

5) Броненосцам-крейсерам типа "Пересвет" тоже требовалось около 100 тонн, чтобы забронировать нос и корму 63-мм плитами, неплохо защищающими от фугасных снарядов.

Схема бронирования "Пересвета"
Схема бронирования "Пересвета"

Давайте разберем по порядку. Броненосец "Пересвет" в бою 28 Июля в Жёлтом море: "Из-за израсходования части угля и боеприпасов, затоплений и большой свободной поверхности воды в полузатопленных отсеках корабль стал плохо слушаться руля, медленно кренясь при его перекладке на борт, противоположный повороту, причём из-за перетекания воды по жилой палубе крен доходил до 8°. Командир приказал затопить отсеки междудонного пространства, за исключением носовых. По словам очевидца, «эффект был поразительный: броненосец вновь приобрёл свои прежние мореходные качества». Сам «Пересвет» получил около 40 попаданий, в том числе 13 305-мм и 15 203- и 152-мм. Через пробоину впереди носовой переборки было затоплено носовое помещение, через другую пробоину, уже за этой переборкой, вода поступала в подбашенное отделение, погреба, отделения подводных минных аппаратов и динамо-машин. Последние пришлось остановить, а команду вывести наверх. Из-за отсутствия энергии носовая башня перешла на ручное наведение и заряжание. Поступление воды в подбашенное отделение прекратилось, когда задраили все люки; остававшиеся там люди (около 25 человек) продолжали свою работу, будучи отрезанными затопленными помещениями (заделать пробоину на ходу было невозможно).

Броненосец "Победа" - небронированный борт (бой 28 июля) был пробит в пяти местах. Были повреждены пушечные порты, из-за чего их оказалось невозможным закрыть. Через пробоины в кондукторской каюте вода поступала в отделение носового минного аппарата; откачивать её приходилось вручную с помощью двух брандспойтов, поскольку спуск воды с жилой палубы в трюм предусмотрен не был, а значит, было невозможно применить стационарные водоотливные средства.

Броненосец "Ослябя" вообще притча во языцах. В разгоревшемся 14 мая 1905 года Цусимском сражении «Ослябя» наряду с флагманским «Суворовым», открывшим огонь в 13.49, стал главной мишенью для японских артиллеристов. Положение усугублялось тем, что русская эскадра выполняла перестроение из двух колонн в одну и, чтобы не налететь на впереди идущие корабли, «Ослябя» вынужден был почти остановиться, что сделало его лёгкой целью. К моменту, когда корабль снова дал ход, в него уже попало несколько снарядов. Носовая башня успела сделать всего три залпа: в неё один за другим попало три снаряда, причём третий влетел в амбразуру и перебил всю прислугу. Крупный снаряд взорвался у первой переборки жилой палубы. Через пробоину, расположенную большей частью над водой, были затоплены первый и второй отсеки жилой палубы; через разбитые вентиляционные трубы вода стала поступать в левый носовой 152-мм погреб и подбашенное отделение носовой башни. На некоторое время распространение воды по жилой палубе остановила вторая переборка. Вода отрезала людей, находившихся в носовом отделении динамо-машин и минных аппаратов, но их удалось вывести через носовую башню.

Через четверть часа после начала боя «Ослябя» потерял грот-стеньгу, а в носовой части было не менее 15 пробоин. Корабль постепенно оседал носом и кренился на левый борт. Крупный снаряд, разрушив броню, попал в угольную яму № 10, которую быстро затопило; вода стала распространяться в левую запасную крюйт-камеру. Для выравнивания крена стали затапливать правые коридоры, а затем и патронные погреба. По врагу продолжали стрелять кормовая башня и два 152-мм орудия кормового каземата, остальные орудия были выведены из строя.

Около 14.25 «Ослябя» с креном до 12° на левый борт, зарывшись носом по самые клюзы, выкатился из строя вправо; на рострах бушевал пожар. Вода с левого борта дошла до нижних орудийных портов и стала через них потоками вливаться внутрь. Руководивший борьбой за живучесть лейтенант М. П. Саблин, убедившись в невозможности остановить распространение воды, поднялся на мостик и доложил о неизбежности гибели броненосца. Командир капитан 1 ранга В. И. Бэр, получивший ранение в начале боя, приказал команде выходить наверх и спасаться. Сам он покинуть корабль отказался. Около 14.40 «Ослябя» лёг на борт и спустя несколько минут затонул. С броненосцем погибло 23 офицера, 9 кондукторов и 472 нижних чина. Подошедшие к месту гибели корабля миноносцы «Бравый», «Буйный», «Быстрый» и буксирный пароход «Свирь» подняли из воды 376 человек, однако 27 из них в продолжавшемся сражении впоследствии погибли.

6) Броненосцам типа "Адмирал Ушаков" требовалось около 70 тонн, для добронирования.

Схема расположения орудий (фото из статьи «Адмирал Ушаков»)
Схема расположения орудий (фото из статьи «Адмирал Ушаков»)

Теперь давайте пройдемся по повреждениям данного типа кораблей. "Адмирал Ушаков" В первый день Цусимского сражения оказался под огнём японских кораблей, стрелявших по броненосцу «Император Александр III». Корабль получил две подводные пробоины, вышло из строя одно 120-мм орудие. Одну пробоину не удалось заделать, в результате чего был затоплен отсек трюма. Скорость упала до 10 узлов, но броненосец остался в строю.

Теперь можно сделать вывод, о том, что добронирование оконечностей для броненосцев и броненосных крейсеров Русского Императорского флота вещь не только желательная, но и обязательная. При её реализации, корабли действовали бы по другому, с совершенно другим результатом.