Вопрос интересный. Так как на броненосцах типа Екатерина II постройка 1883 - 1894 года, оконечности были забронированы, а на участниках баталий в Японском море нет? Первоначально, броненосцы типа "Екатерина II" тоже должны были быть без бронированных оконечностей, но:
В конце августа 1883 года И. А. Шестаков приказал рассмотреть в МТК вопрос о продлении брони на всю длину и уменьшении количества 305-мм орудий до четырех, но с размещением четырнадцати 152-мм орудий на батарейной палубе. При этом И. А. Шестаков предложил разместить 305-мм орудия в башнях, разработанных французской фирмой "Фордж и Шан- тье". С удлинением пояса водоизмещение возрастало до 10145,85 т. Из них на броню – 3101,84 т (30,5%).
В качестве образца приведем защиту головного корабля "Екатерины II". Его бортовая поясная броня по ватерлинии состояла из 68 плит (по 34 с борта) различной толщины. В сечении каждая плита представляла собой сильно вытянутый пятиугольник с наибольшей стороной, равной высоте пояса (2,4 м). Таким образом, надводная часть плиты (0,9 м) имела равную толщину, а подводная постепенно утончалась. Толщина плиты измерялась вверху и внизу. Каждая плита борта имела свой порядковый номер. Нумерация шла с носа в корму.
Первая плита пояса у тарана имела толщину вверху 152 мм, внизу – 102 мм
Затем шли три плиты (№ 2-4) толщиной вверху 203, внизу 102 мм, далее – две плиты (№ 5, 6) 254/127 мм. Следующие четыре плиты (№ 7 -10) имели толщину 305/127 мм, и затем шли семнадцать (№ 11-27) наиболее толстых плит 406/152 мм. После них к корме плиты утончались, поэтому шли две плиты (№ 28, 29) в 305/127 мм и две плиты (№ 30, 31) в 254/127 мм. Завершали поясную защиту, соединяясь с соответствующими плитами другого борта, три плиты (№ 32 – 34) в 203/104 мм.
Все 68 бортовых плит размером 8х9 футов (2,44 х 2,743 метра) весили 1134,76 т.
Вопрос бронирования оконечностей стал актуален с появлением скорострельных орудий калибром 4,7 и 6 дюймов. В начале 1891 года во Франции русской делегации была продемонстрирована стрельба из 120/45-мм и 152/45-мм пушек системы Канэ. Стрельба из них производилась унитарными патронами, и французы ухитрились получить огромную скорострельность - 12 выстр./мин - из 120-мм пушек и 10 выстр./ мин из 152-мм. Управляющий Морским министерством решил ограничиться приобретением у Канэ чертежей, не заказывая образцов орудий. 10 августа 1891 года был заключен договор с обществом Forges et Chantiers de la Mediterranes, согласно которому Канэ представил чертежи станков к ним, снарядов, гильз и трубок (взрывателей).
Взяв данные по броненосцам типа "Екатерина II" (вес плиты 8х9 футов или 2,44 х 2,743 метра): 406/127 - 20 тонн, 305/127 - 15 тонн, 254/127 - 12,7 тонны, 203/102 - 10 тонн, 152/102 - 8 тонн, можно прикинуть, сколько бы надо брони для до бронирования участвующих в войне кораблей.
Более того, в техническом задании для "Цесаревича" и "Ретвизана" значились забронированные оконечности толщиной 2,5" и 2" соответственно. Что мешало сделать это со всеми броненосцами и крейсерами 1-го ранга? Я не буду перечислять все корабли Русского Императорского флота, главное понять принцип.
1) Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов".
Борт корабля был защищён сталежелезным броневым поясом длиной 42,4 м (от 32 до 106 шпангоута). Пояс имел толщину 229 мм, утончаясь к низу до 152 мм, плиты укладывались на лиственничную подкладку толщиной 254 мм. С носа и кормы пояс замыкали 229-мм броневые траверзы, образовывая цитадель, в которой находились все жизненно важные механизмы и погреба. Все броневые плиты были брони компаунд (сталежелезная) и изготавливались на Ижорском заводе по технологии английского завода Кэммел из Шеффилда. В пределах цитадели на 12,5 мм прокладку из корабельной стали стелился ряд 38-мм стальных плит, и общая толщина броневой палубы достигала 50,5 мм. За пределами цитадели в нос и корму простиралась 76,2-мм карапасная палуба.
Длина крейсера составляла 101,3 метра, защищено только между шпангоутами 32 и 105 (протяженность 45 м). Таким образом, для прикрытия оконечностей необходимо два десятка плит с каждого борта размерами 8х9 футов (2,44 х 2,743 метра). Вес самой тонкой 152/102 мм составляет 8 тонн. Для бронирования оконечностей необходимо 320 тонн, что вполне, можно было бы изыскать. Но, от торпедирования в правый борт с носа в 21:30-22:00 14 мая 1905 вряд ли спасло.
2) Броненосец "Наварин" - необходимо забронировать 72,8 метра (нос и корма с двух сторон). Если предусмотреть на работы броню Грвея, при высоте 2,44 метра и толщиной на уровне "Цесаревича", против фугасов 63-мм, то вес составит всего около 90 тонн! При грубой стоимости брони с выделкой в 1000 рублей за тонну уйдет на материалы 90 тысяч рублей.
Корабль участвовал в Цусимском сражении и получил в дневной фазе боя следующие повреждения:
Первый снаряд попал ещё в начале боя в левый борт в районе носового торпедного аппарата; позже два крупных снаряда попали с правого и левого бортов в корму, полностью разрушив кают-компанию и вызвав пожар, скоро потушенный. Весьма опасными были две пробоины около ватерлинии, через которые проникало большое количество воды. Их удалось заделать досками и мешками с цементом, и поступление воды существенно уменьшилось.
Таким образом, добавление броневого пояса, позволило бы избежать трех опасных попаданий в районе носового аппарата для пуска самодвижущихся мин и две пробоины около ватерлинии. Броненосец бы все равно погиб, но это была бы совсем другая история.
3) Броненосный крейсер "Рюрик" был забронирован достаточно хорошо, по ватерлинии, но на нос и корму, при защите их 63-мм броней Гарвея требовалось всего около 60 тонн.
Уязвимым местом крейсера было румпельное отделение, не прикрытое броневой палубой. Чтобы осуществить поворот вместе с остальными кораблями отряда, «Рюрик» был вынужден сильно сбавить ход. Потеря хода вместе с сократившейся дистанцией до японцев привела к резкому увеличению количества попаданий в русские корабли. Именно в это время от попадания снаряда на «Рюрике» заклинило руль. В тот же момент ещё один снаряд, попав в мостик, начисто снёс штурвал, и корабль лишился управления. На часах было примерно 6 утра. На крейсере сумели завершить поворот, поставить руль прямо и далее пытались управлять кораблём с помощью машин.
Таким образом, добавление броневого пояса позволило бы "Рюрику" защитить рулевое управление и тем самым уйти от противника.
4) Броненосцы типа "Петропавловск" имели хорошее бронирование, а оконечности оставались открытыми.
Требовалось брони, не больше чем "Наварину", всего около 100 тонн, тем более, что с началом войны, опыт добронирования кораблей появился. С началом русско-японской войны четыре пушки 6" калибра в средней части корпуса были защищены со стороны борта листами железа суммарной толщиной 76 мм или 3".
Броневой пояс "Петропавловск" от взрыва бы не уберег, "Севастополь" в район ватерлинии никто не травмировал, а вот "Полтаве" в бою 28 июля в Желтом море наличие броневого пояса весьма бы помогло:
"В ходе первой фазы боя в кормовую часть правого борта «Полтавы» попал 305-мм снаряд, пробивший борт примерно в 1,5 м ниже ватерлинии. Снаряд не разорвался, однако через пробоину было затоплено сухарное отделение, после чего вода начала поступать и в рулевое. Благодаря принятым мерам поступление воды в последнее было остановлено, а крен выправили затоплением небольшого отсека левого борта в носовой части".
Еще были попадания чуть позже, но в этом же бою:
"В корму попало подряд два 305-мм снаряда, разрушивших борт на площади 6,3×2 м (от главного пояса до батарейной палубы); через образовавшуюся пробоину заливало офицерские каюты".
Таким образом, можно сказать, что "Полтаве" ой как был нужен 63-мм броневой пояс в носу и корме, по 40 метров с каждого борта.
5) Броненосцам-крейсерам типа "Пересвет" тоже требовалось около 100 тонн, чтобы забронировать нос и корму 63-мм плитами, неплохо защищающими от фугасных снарядов.
Давайте разберем по порядку. Броненосец "Пересвет" в бою 28 Июля в Жёлтом море: "Из-за израсходования части угля и боеприпасов, затоплений и большой свободной поверхности воды в полузатопленных отсеках корабль стал плохо слушаться руля, медленно кренясь при его перекладке на борт, противоположный повороту, причём из-за перетекания воды по жилой палубе крен доходил до 8°. Командир приказал затопить отсеки междудонного пространства, за исключением носовых. По словам очевидца, «эффект был поразительный: броненосец вновь приобрёл свои прежние мореходные качества». Сам «Пересвет» получил около 40 попаданий, в том числе 13 305-мм и 15 203- и 152-мм. Через пробоину впереди носовой переборки было затоплено носовое помещение, через другую пробоину, уже за этой переборкой, вода поступала в подбашенное отделение, погреба, отделения подводных минных аппаратов и динамо-машин. Последние пришлось остановить, а команду вывести наверх. Из-за отсутствия энергии носовая башня перешла на ручное наведение и заряжание. Поступление воды в подбашенное отделение прекратилось, когда задраили все люки; остававшиеся там люди (около 25 человек) продолжали свою работу, будучи отрезанными затопленными помещениями (заделать пробоину на ходу было невозможно).
Броненосец "Победа" - небронированный борт (бой 28 июля) был пробит в пяти местах. Были повреждены пушечные порты, из-за чего их оказалось невозможным закрыть. Через пробоины в кондукторской каюте вода поступала в отделение носового минного аппарата; откачивать её приходилось вручную с помощью двух брандспойтов, поскольку спуск воды с жилой палубы в трюм предусмотрен не был, а значит, было невозможно применить стационарные водоотливные средства.
Броненосец "Ослябя" вообще притча во языцах. В разгоревшемся 14 мая 1905 года Цусимском сражении «Ослябя» наряду с флагманским «Суворовым», открывшим огонь в 13.49, стал главной мишенью для японских артиллеристов. Положение усугублялось тем, что русская эскадра выполняла перестроение из двух колонн в одну и, чтобы не налететь на впереди идущие корабли, «Ослябя» вынужден был почти остановиться, что сделало его лёгкой целью. К моменту, когда корабль снова дал ход, в него уже попало несколько снарядов. Носовая башня успела сделать всего три залпа: в неё один за другим попало три снаряда, причём третий влетел в амбразуру и перебил всю прислугу. Крупный снаряд взорвался у первой переборки жилой палубы. Через пробоину, расположенную большей частью над водой, были затоплены первый и второй отсеки жилой палубы; через разбитые вентиляционные трубы вода стала поступать в левый носовой 152-мм погреб и подбашенное отделение носовой башни. На некоторое время распространение воды по жилой палубе остановила вторая переборка. Вода отрезала людей, находившихся в носовом отделении динамо-машин и минных аппаратов, но их удалось вывести через носовую башню.
Через четверть часа после начала боя «Ослябя» потерял грот-стеньгу, а в носовой части было не менее 15 пробоин. Корабль постепенно оседал носом и кренился на левый борт. Крупный снаряд, разрушив броню, попал в угольную яму № 10, которую быстро затопило; вода стала распространяться в левую запасную крюйт-камеру. Для выравнивания крена стали затапливать правые коридоры, а затем и патронные погреба. По врагу продолжали стрелять кормовая башня и два 152-мм орудия кормового каземата, остальные орудия были выведены из строя.
Около 14.25 «Ослябя» с креном до 12° на левый борт, зарывшись носом по самые клюзы, выкатился из строя вправо; на рострах бушевал пожар. Вода с левого борта дошла до нижних орудийных портов и стала через них потоками вливаться внутрь. Руководивший борьбой за живучесть лейтенант М. П. Саблин, убедившись в невозможности остановить распространение воды, поднялся на мостик и доложил о неизбежности гибели броненосца. Командир капитан 1 ранга В. И. Бэр, получивший ранение в начале боя, приказал команде выходить наверх и спасаться. Сам он покинуть корабль отказался. Около 14.40 «Ослябя» лёг на борт и спустя несколько минут затонул. С броненосцем погибло 23 офицера, 9 кондукторов и 472 нижних чина. Подошедшие к месту гибели корабля миноносцы «Бравый», «Буйный», «Быстрый» и буксирный пароход «Свирь» подняли из воды 376 человек, однако 27 из них в продолжавшемся сражении впоследствии погибли.
6) Броненосцам типа "Адмирал Ушаков" требовалось около 70 тонн, для добронирования.
Теперь давайте пройдемся по повреждениям данного типа кораблей. "Адмирал Ушаков" В первый день Цусимского сражения оказался под огнём японских кораблей, стрелявших по броненосцу «Император Александр III». Корабль получил две подводные пробоины, вышло из строя одно 120-мм орудие. Одну пробоину не удалось заделать, в результате чего был затоплен отсек трюма. Скорость упала до 10 узлов, но броненосец остался в строю.
Теперь можно сделать вывод, о том, что добронирование оконечностей для броненосцев и броненосных крейсеров Русского Императорского флота вещь не только желательная, но и обязательная. При её реализации, корабли действовали бы по другому, с совершенно другим результатом.