Сам я всегда много летал, правда в качестве пассажира. Бывали годы, когда счетчик перелётов зашкаливал за 100 полётов в год. Ну и как-то незаметно пришло хобби. Гражданская авиация - в широком смысле этого слова
Сегодня памятная дата - 56 лет со дня первого официального пассажирского перелёта по маршруту Москва - Токио. Казалось бы, что такого? Ан нет, тогда это было настоящее чудо! И летал по этому маршруту герой этой статьи.
Самолет Ту-114 Аэрофлота, самый большой пассажирский самолет того времени, выполнил первый регулярный рейс Москва-Токио 17-18 апреля 1967 года. Cобытие это стало возможным благодаря нелегким переговорам между СССР и Японией, которые закончились подписанием межправительственного соглашения о прямом воздушном сообщении между двумя странами. Это соглашение открыло воздушную Транссибирскую магистраль - кратчайший путь для авиаперевозок из Европы в Азию, который был на 2,5 тыс. км короче ранее проложенного через Северный полюс.
Ту-114, оснащенный четырьмя турбовинтовыми двигателями общей мощностью 60 тыс. лошадиных сил, без посадки преодолевал межконтинентальные расстояния. В августе 1966 года в токийский аэропорт Ханеда был осуществлен подготовительный, технический рейс. Советские пилоты продемонстрировали свою высокую квалификацию и подготовку, блестяще выполнив эту задачу, что подтвердило готовность маршрута к эксплуатации.
Но на маршруте Москва-Токио были исключительно жесткие условия захода и вылета. Японцы категорически запрещали полеты над Токио, поэтому схему приходилось крутить "впритык". Ту-114 просто не вписывался в эту схему. Однако Харитон Цховребов подготовил необходимые расчеты, которые убедили японцев в безопасности таких полетов. Благодаря этому Аэрофлот получил самую прибыльную свою линию.
На маршруте Москва-Токио выполняли полеты две машины с бортовыми номерами СССР-76464 (на фото ниже именно он) и СССР-76470, которые специально переоборудовали для этого маршрута, разместив салон первого и экономического классов. Рейсы выполнялись совместно Аэрофлотом и JAL - Japan Airlines. На фюзеляже были размещены логотипы и названия обеих авиакомпаний, а обслуживание пассажиров вели бортпроводники и Аэрофлота, и JAL.
Кстати, этот борт, на фото выше, стоял в аэропорту Домодедово до августа 2006 года. А потом его утилизировали, потому что стоянка важнее...
За 45 лет полетов, с 1967 по 2012 год, Аэрофлот перевез между Москвой и Токио более 3,5 млн. пассажиров. Из них 122 тыс. - в 2011 году. Более 85% пассажиров являются транзитными, т.е. продолжают путешествие дальше другими рейсами через Москву. Этот регулярный рейс был очень удобен японцам. Был.
Самолет Ту-114 - это настоящее чудо техники, способное преодолеть огромные расстояния и перевозить огромное количество пассажиров. Этот самолет стал настоящим символом сильного и могущественного СССР
Из всех 89 стран где мне удалось побывать, ничего не скажу про Японию. Так и не посчастливилось посетить страну восходящего солнца.