Найти тему
Artemisia Studio

Смысловые истоки Итальянского Возрождения

Вряд ли нам когда-либо удастся понять, что именно руководило людьми, жившими в прошлом. Как они смотрели на искусство, чего стремились добиться при создании картин? Мы можем лишь делать предположения, основываясь на доступной нам информации, стараясь игнорировать собственные интерпретации, продиктованные современной эпохой. Итак, что же представляет собой Итальянское Возрождение, почему произошёл этот резкий переход от сдержанной аскезы к столь пышному искусству, которое сейчас известно каждому ребёнку?
Одним из лейтмотивов эпохи стал возникший интерес к античному искусству. Италия находится ровно на том же месте, где некогда простиралась Римская империя, и там сохранилось значительное количество материальных памятников языческой империи. И надо понимать, что мышление людей в ту эпоху не особо предполагало сохранение этих самых памятников. Каменные дома и храмы использовались в качестве каменоломни для строительства новых домов, статуи из металла переплавлялись, книги медленно старели в монастырях. И это было нормой: выживание и обеспечение жизни было главной задачей, стоявшей перед людьми.
Помимо сугубо материалистического подхода к памятникам истории было ещё одно препятствие для сохранения культуры античности: отношение церкви. Античность, как мы помним, в своей сути языческая эпоха. Стоит ли удивляться, что церковь могла настороженно относиться к её творениям, способным соблазнить умы неокрепших верующих, далёких от церковного учения?..
Одно из известных нам исторических событий, изменившее существовавшее на протяжение тысячелетия положение дел — активное завоевание османами Византийской империи. В результате этой катастрофы многие беженцы из Византии оказались на территории Италии. Две разные группы людей, порождённые Римской империей и ушедшие в разные стороны в своих исканиях, начали сравнивать свои представления о мире. А любые изменения ведут к появлению новых вопросов и новых ответов. Люди наконец-то обнаружили, что живут на памятнике древней цивилизации, и начали активно изучать всё, что могли найти.
То, что происходило дальше — бурная смесь античных мыслей и христианских догм. Если до этого церковь делала акцент на том, что данная жизнь лишь преддверие жизни вечной, то теперь из найденных книг люди узнали, что этот мир тоже достоин самого пристального внимания. Кулинарные книги, учение о пропорциях, даже литературные романы — всё было удивительным откровением. И чтобы не порождать идеологический конфликт, очень скоро люди пришли к главному постулату Возрождения: человек равен Богу. Но лишь тот, кто посвятил свою жизнь постижению божественного замысла, развивая себя и мир вокруг. Изучение созданного Богом мира стало главным методом познания и приближения к идеалу. Люди пошли в прямо противоположном направлении, поменяв форму, но оставив суть.

12-13 век, Бернардо Дадди, Благовещение
12-13 век, Бернардо Дадди, Благовещение

Отсюда и столь резкий переход в изобразительном искусстве. Средневековье не интересовалось материальным миром, каждая картина представляла собой, в первую очередь, передачу заложенной в ней идеи. Изображение было условным и располагающим к мыслям о другом, идеальном мире. Никто не ставил целью соблюсти реалистичность, зато было важным соблюдение канона. А теперь сравните шедевры Средневековья, полные символизма, и Возрождения, где люди уже исследуют законы перспективы, пропорции и соотношения, правила светотени. Человек в картинах начинает создавать совершенно другой идеальный мир, не менее прекрасный в своей материальности. Если Бог пожелал наполнить этот мир соотношением полутонов, света и тени, то мы должны это постичь!

15-16 век, Микеланджело - фреска Страшный Суд
15-16 век, Микеланджело - фреска Страшный Суд

Был в Итальянском Возрождении и ещё один нюанс, отличающий его от последующих течений в искусстве. Если любовь к миру вокруг была передана потомкам, то одно из важных технических условий соблюсти впоследствии было сложно. А именно — наличие богатого заказчика в лице церкви. Это давало возможность творить монументальные и дорогие работы, не загоняя себя в рамки. Наличие богатого заказчика позволило широко развернуть художественные мастерские и наладить систему обучения подрастающих мастеров. Добавить к этому истовое стремление мастеров посвятить себя служению Богу, и мы получаем невероятно роскошные и безграничные в своём апофеозе шедевры, которые не были превзойдены последующими поколениями.
Да, люди Возрождения видели мир иначе, чем мы. Они не росли на античных мифах, не знали многого о мире, и даже создаваемые их современниками шедевры видели далеко не все. Но сама суть эпохи, призывающая человека видеть мир вокруг прекрасным и одухотворённым, окрыляла их и вела к новым свершениям, которыми мы поражаемся до сих пор.

Понравилась статья?

Лайк и подписка станут поддержкой развития нашего канала🎨

Мы вконтакте | Наш сайт