Найти тему
6,7K подписчиков

Как сделать доброе дело: психологически грамотно и не для галочки

Пусть День Благодарения и не "наша" традиция, в ней есть нечто такое, что будет понятно и близко каждому: в такой день можно забыть о себе и подумать о других.

Можно совершить добро, а можно причинить добро. Великодушные люди, на первый взгляд, могут делать то же самое, что и психологические спасатели, манипуляторы. Как отличить поступок одного, от действий другого и самому не стать манипулятором?

"Как я встретил вашу маму", кадр из фильма.
"Как я встретил вашу маму", кадр из фильма.

Разберем на примере с Тедом. В день благодарения Тед Мосби (в общем и целом хороший и порядочный парень) захотел сделать что-то хорошее и доброе для других. Он решил отправиться в приют для бездомных, чтобы раздавать еду.

На удивление, Теду как волонтеру были не очень-то рады. Даже дела для него не нашлось. Это уже настораживает. Разве волонтерам не всегда рады? Однако скоро мы понимаем, что всё завязано на ограниченности ресурсов.

Тед знакомится с Амандой, которая (ну наконец-то!) дает ему хоть какое-то поручение – разобрать пожертвования:

– Просмотрите все коробки с едой, отберите самое лучшее и положите в эту коробку.

После того, как Тед справился с задачей, он спрашивает:

– Аманда, а для кого эта коробка?
– Для меня. Отнеси в мою тачку.
– А ты отвезешь ее...
– Домой. Нам приносят столько еды, что съесть всё невозможно.
– Но люди давали эту еду, чтобы накормить голодных!

Тед возмущен. Искренне возмущен! В его системе ценностей это неправильно, нехорошо, неэтично, непорядочно, несправедливо! В порыве праведного гнева Тед пытается обвинить Аманду в том, что она ворует еду, но получает неожиданный для себя результат: выясняется, что там все в курсе и все это делают.

"Как я встретил вашу маму", кадр из фильма.
"Как я встретил вашу маму", кадр из фильма.

На первый взгляд – неэтично и бессовестно? Но давайте посмотрим повнимательнее.

  • В день Благодарения множество людей вдруг резко решают совершить "доброе дело" или "хороший поступок". То есть вчера – не было у них такого порыва, а сегодня он появился. Скорее всего, эти люди не вполне честны с собой. Они манипулируют собой и другими, чтобы получить галочку от социума и почувствовать себя щедрым человеком.
  • В результате еды действительно очень много. А она имеет свойство портиться. Особенно, если мы говорим о таких продуктах, которыми можно накормить голодного человека здесь-и-сейчас (а для бездомного актуально именно это). Выбрасывать?! Да тоже неразумно.
  • Люди, которые делают добро для галочки, дают не то, что нужно нуждающемуся, а то, что не жалко или то, что просто лишнее. Если присмотреться, в пожертвованных продуктах много такого, что бездомные просто не оценят! Растительное масло, шампиньоны, шоколадные бисквитики. Скорее всего, всё это было "пожертвовано" опять же не из искреннего желания помочь.

Чтобы хоть как-то восстановить справедливость, Тед хватает большой пакет с дорогими шампиньонами, разрывает его и начинает раскидывать грибы на изумленных бомжей, которым шампиньоны даром не нужны. Ну, Тед... ни себе, ни людям. Волонтеры, пытавшиеся взять себе эти шампиньоны, хотя бы могли ими насладиться!

Итак, человек, который занимается спасательством и манипуляторством, не оказывает реальную помощь. Он:

  1. Делает "добро" не тогда, когда кому-то это нужно, а тогда, когда считает, что пора это сделать (например, по какому-то случаю).
  2. Дает другому не то, что тому действительно нужно, а то, что ему не жалко дать. Он не учитывает реальных потребностей и пожеланий нуждающегося.
  3. Как правило, после этого манипулятор-спасатель чувствует себя хорошим, добрым, великодушным, достойным восхищения и благодарности.

И всё же Тед сумел совершить добрый поступок в тот день. После неудачи в приюте он вместе с друзьями Робин и Барни отправляется в стриптиз-клуб. Барни дает Теду реальную возможность сделать доброе, хорошее дело. Он приводит к нему бездомного оборванного мужичка, который... мечтает получить приватный танец в этом стриптиз-клубе.

"Как я встретил вашу маму", кадр из фильма.
"Как я встретил вашу маму", кадр из фильма.

Есть он не хочет, билет на шведский стол ему не нужен – сегодня он побывал уже на трех бесплатных раздачах и объелся! А вот прикоснуться к прекрасному он жаждет.

Тед немного в шоке – это никак не согласуется с его представлениями о добрых поступках! Тем не менее денежки на стриптизершу он выкладывает. Здесь психологически всё четко:

  • Бездомный прямо говорит о том, чего он хочет, и озвучивает свои актуальные, настоящие потребности.
  • Тед не дает бездомному то, что считает "правильным", а дает лишь то, о чем его попросили.
  • Тед дает деньги независимо от того, считает он приватный танец хорошей идеей или нет.
  • Стриптиз-клуб вообще сомнительный вариант в глазах общества, но Тед не обращает на это внимание.
  • После "акта добра" Тед не особо чувствует себя хорошим и щедрым, то есть не получает никаких выгод, которые характерны для манипуляций.

А вот что Тед всё-таки получает, так это настоящую, искреннюю благодарность осчастливленного мужчины.

"Как я встретил вашу маму", кадр из фильма.
"Как я встретил вашу маму", кадр из фильма.

Легко быть добрым, когда соответствуешь собственным представлениям об идеальном образе хорошего человека. А быть добрым как психологически зрелая личность иногда совсем нелегко – особенно тем, кто склонен к манипуляциям.

А как вам кажется, доброе дело обязательно должно быть социально одобряемым или главное – желания, мечты, потребности конкретного живого человека?

Рубрика «Как я встретил вашу маму: ромком про треугольник Карпмана» Выпуск 12. "Полный живот индейки". Все статьи рубрики – в этой подборке.