Найти тему
Живая Школа

Про🔆наказания. Факторы результативности.

Продолжаем разговор о наказаниях.

Недавно в ответ на один из комментариев по теме наказаний, я сформулировала 3 вида наказаний, с точки зрения цели.

На мой взгляд, результативность любого процесса зависит именно от целей, которые мы преследуем.

ТРИ ТИПА НАКАЗАНИЙ ПО ИХ ЦЕЛИ:

✅️импульсивные (эмоциональные реакции родителя/взрослого на выход за рамки). Цель - сохранение авторитета взрослого, возвращение себе власти, порой неосознанное.

✅️последствия (или реакции на холодную голову). Цель - контроль, формирование результата определенных действий, создание представлений об окружающем мире и его правилах;

✅️манипулятивные (спланированные реакции воздействия, мести, унижения, подавления, насильственного подчинения). Цель - управление в личных интересах, самовозвышение за счёт слабости другого.

Наказания Импульсивные и Манипулятивные продиктованы повышением авторитета, однако цели все-таки разные, как и методы.

Кстати, в исследовании Фонда, которое я приводила вчера, мнение о том, что наказывать нужно именно "на холодную голову" в формате последствий высказывалось неоднократно.

❗️Если вы заметили, именно воспитание и контроль - те две функции родителя, которые приняты в современном российском обществе. И именно эти цели преследуют первые два типа наказаний: последствия и импульсивные.

❇️Прекрасный пример импульсивных наказаний напомнила мне мама. Помню меня этот момент тоже очень тронул и научил честности.

〰️А.С. Макаренко "Педагогическая поэма":

«…И вот свершилось: я не удержался на педагогическом канате.

В одно зимнее утро я предложил Задорову пойти нарубить дров для кухни. Услышал обычный задорно-весёлый ответ:

- Иди сам наруби, много вас тут!

Это впервые ко мне обратились на "ты".

В состоянии гнева и обиды, доведённый до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил сильно, он не удержался на ногах и повалился на печку. Я ударил второй раз, схватил его за шиворот, приподнял и ударил третий раз.

Я вдруг увидел, что он страшно испугался. Бледный, с трясущимися руками, он поспешил надеть фуражку, потом снял её и снова надел. Я, вероятно, ещё бил бы его, но он тихо и со стоном прошептал:

- Простите, Антон Семёнович...

Мой гнев был настолько дик и неумерен, что я чувствовал: скажи кто-нибудь слово против меня - я брошусь на всех, буду стремиться к убийству, к уничтожению этой своры бандитов. У меня в руках очутилась железная кочерга. Все пять воспитанников молча стояли у своих кроватей, Бурун что-то спешил поправить в костюме.

...

Мы пошли в лес. Калина Иванович догнал меня и в страшном волнении зашептал:

- Что такое? Скажите на милость, чего это они такие добрые?

Я рассеяно глянул в голубые очи Пана и сказал:

- Скверно, брат, дело... Первый раз в жизни ударил человека…»

"Я стал бояться, что могу броситься в сторону наименьшего сопротивления".

"- Самое неприятное то, что ведь ребята о вашем подвиге рассказывают с упоением. Они в вас даже готовы влюбиться, и первый Задоров. Что это такое? Я не понимаю. Что это, привычка к рабству?

Я подумал немного и сказал Екатерине Григорьевне:

- Нет, тут не в рабстве дело. Тут как-то иначе. Вы проанализируйте хорошенько: ведь Задоров сильнее меня, он мог бы меня искалечить одним ударом. А ведь он ничего не боится, не боятся и Бурун и другие. Во всей этой истории они не видят побоев, они видят только гнев, человеческий взрыв. Они же прекрасно понимают, что я мог бы и не бить, мог бы возвратить Задорова, как неисправимого, в комиссию, мог причинить им много важных неприятностей. Но я этого не делаю, я пошёл на опасный для себя, но человеческий, а не формальный поступок".

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ НАКАЗАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНЫ?

Мой личный опыт, опыт читательский и теоретический, опыт работы и общения с детьми разного возраста, опыт управления лагерями на 50-200 человек подсказывает, что результативность наказаний определяется следующими факторами:

1️⃣ Легитимностью - насколько применяемое наказание обосновано, соразмерно проступку, доказано.

Так мой папа приводил мне пример, когда его выдрали ремнем единственный раз в жизни - "не за то, что своровал, а за то, что соврал".

Я уверена, было очень обидно и больно, но легитимность - соразмерность и правомерность - наказания признает до сих пор.

2️⃣ Последовательностью - логикой в поведении и реакциях взрослого.

В сознании ребёнка с детства формируются представления о том, что хорошо и плохо, дозволено и недозволено. Эти представления формируются благодаря соответствующим реакциям взрослых.

За один и тот же поступок следует разумное равное наказание. Если наказания нелогичные, импульсивные и нет ясности, "что за что бывает", формируется тревожность и не создаётся чёткая и понятная картина мира.

То же - последовательность в наказаниях в одной семье. У взрослых в семье должна быть встроена единая линия поведения. Если за это наказывают, то всегда и все.

3️⃣ Адекватностью.

Очень важно взрослому разделять действия и поведение, на которые ребёнок может повлиять, и те, на которые не может.

Так энурез, гиперактивность, неврологические нарушения, ЗРР - это не синонимы плохого поведения, за которыми может следовать наказание. Это особенности, чаще всего проявляющиеся на фоне стресса или болезни, продиктованные спецификой развития. Наказания не помогут! Наказаниям тут не место.

Важно взрослому понимать и специфику возраста, не предъявлять завышенных требований и уж тем более наказывать за невыполнение.

4️⃣ Балансом - между наказаниями и поощрениями.

Дисбаланс, при котором жизнь ребёнка состоит только лишь из запретов, - не жизнь. Этот дисбаланс продиктован стремлением родителя жить удобно, иметь удобного ребёнка, био-робота, а не живого человека будущего.

Поощрения же стимулируют человека любого возраста к достижениям, радости и счастью.

5️⃣ Честностью.

Этот пункт повторяю из поста в пост.

И отрывок из "Педагогической поэмы" А.Макаренко - прекрасный пример этого.

Взрослый человек, он был в гневе, в чувствах; ему было самому страшно от дела рук своих, было обидно.

Но почему мальчики-сироты, прошедшие через ужасы революции, - будущие мужчины - его поняли, приняли иакое поведение, почему рассказывали с "упоением"?

Как говорит сам Макаренко, потому что это был поступок "человечный", живой, честный. Это была истинная реакция на неповиновение, на грубость; это было проявление правды природы.

👉Можно ли бить в воспитательных целях?

Нет.

👉Важно ли быть честным в своих чувствах и проявлениях?

Да.

👉Есть ли ПРАВИЛЬНЫЙ ответ, которому стоит следовать?

Решать вам.

🧡Благодарю вас за внимание к моим постам!

Если то, что я пишу откликается вам, если вы согласны, если это стимулирует вас к размышлению, если вы не согласны и хотите высказать другое мнение, оставляйте комментарии и делайте репосты!

#воспитание #наказания #живаяшкола #Алтай