Найти тему
МИР (Море История Россия)

«Океанские» броненосцы с десятидюймовым главным калибром.

Император Николай II вступил на престол 20 октября 1894 года, и с этого момента ситуация начала меняться. Новый император смотрел на Дальний Восток. Но, у каждого явления есть своя «инерция», и чем больше страна, тем больше инерция.

В 1895 г. Морское министерство обеспокоилось недостаточной численностью Балтийского флота, учитывая сопоставление его сил с быстрым ростом германского флота.

Промежуточная программа 1895 г. на срок до 1902 г. предусматривала постройку: 5 эскадренных броненосцев, 4 броненосцев береговой обороны, 6 крейсеров 1-го ранга, 1 крейсера 2-го ранга, 5 канонерских лодок, 54 миноносцев, 2 минных заградителей и 4 транспортов. Всего испрашивалось на новое судостроение для Балтийского моря до 1902 г. 148,8 миллиона рублей.

Но политическая ситуация менялась. К этому времени уже сложилась и окрепла в Японии националистическая партия, поставившая себе цель создать колониальную империю на Азиатском материке и установить монопольное господство Японии во всей Восточной Азии. На Дальнем Востоке появилась страна с большими политическими амбициями. Первая китайско-японская война (1 августа 1894 – 17 апреля 1895) велась между Китаем династии Цин и Японией эпохи Мэйдзи, главным образом из-за контроля над Кореей. 17 апреля 1895 г. в Симоносеки договор на крайне тяжелых условиях, продиктованных ему победительницей Японией. Китай должен был отказаться от своих прав протектората над Кореей и признать ее «независимость», уступить Японии завоеванный ею Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур и портом Талиенван, отдать Японии остров Тайвань и цепь островов Пэнхуледао (Пескадорских) и принять обязательство выплаты огромной контрибуции в 400 миллионов иен за пятилетний срок.

Но, тут вмешались «мировые державы» (в число которых входила и Россия). Три державы (Россия, Германия, Франция) предъявили 23 апреля 1895 г. объединенную ноту Японии с требованием отказа от территориальных приобретений на материке, в том числе и от Порт-Артура, так как это «будет препятствовать независимости Кореи».

Амбиции России в этом вопросе (если смотреть с точки зрения государства), в принципе непонятны. Они становятся понятнее, если рассматривать интересы отдельных деятелей. Но. Нас интересует не это. Просто отметим тот факт, что у Российской Империи появились интересы в другом регионе, и для решения некоторых «политических вопросов» нужен был флот, к которому предъявлялись несколько другие требования, нежели выдвигались ранее.

На очередном заседании Особого совещания были сделаны следующие заключения:

1. «Япония подгоняет окончание своей судостроительной программы к году окончания Сибирского пути, что указывает на возможность вооруженного столкновения в 1903–1906 году».

2. «Япония всеми силами будет стремиться перебросить на материк свою армию, а потому в случае войны флоту будет принадлежать первенствующая роль на театре военных действий».

3. «Япония отлично понимает значение флота и не остановится и впредь на усилении его, если со стороны России не будет категорически указано, что она не остановится ни перед какими жертвами, чтобы обезопасить себя от посягательства со стороны моря».

4. «России необходимо теперь же, не упуская момента, выработать программу судостроения для Дальнего Востока с таким расчетом, чтобы к окончанию судостроительной программы Японией наш флот на Дальнем Востоке превышал значительно японский».

(Вопрос «Зачем?» оставим за скобками)

В ноябре 1895 г. Особое совещание постановило: «а) программу судостроения 1895 г. пересмотреть; б) создать в Тихом океане сильную эскадру; в) впредь до приобретения на Дальнем Востоке незамерзающего порта организовать в Средиземном море базирование резервной эскадры».

Довелось читать разные умные слова. Например: «Эти корабли строились в рамках принятой в 1895 году семилетней программы судостроения 1896–1902 годов. Считавшаяся «программой обороны Балтийского моря» и декларировавшая необходимость создания противовеса быстро возраставшим морским вооружениям Германии, она в действительности была нацелена на формирование прежде всего крейсерских сил. Признавая необходимость комплектования ядра флота (по примеру европейских держав) из мореходных броненосцев, предназначенных для эскадренного боя, авторы программы, по меткому выражению известного кораблестроителя В.П. Костенко, постройку броненосцев подчинили задачам крейсерской войны. Такие корабли могли бы помочь решению все более усложнявшихся задач флота, который со времен Крымской войны развивался по трем направлениям: путем создания броненосцев для эскадренного боя, крейсеров для действий на торговых путях Англии (а затем – с появлением новой угрозы – и Германии), кораблей, предназначенных для защиты своего прибрежья, – броненосцев береговой обороны и миноносцев. Новым фактором становилась угроза столкновения с Японией, требовавшая переброски подкреплений на Тихий океан. Не обладая средствами для одновременной постройки кораблей по всем трем направлениям, Россия неизбежно должна была прийти к некоему компромиссу, каким и стал «Пересвет»».

На самом деле, не совсем так. Смотрим объективно: дальность плавания Петропавловска 3,5 тыс. миль, «Пересвета» 7 тысяч. Высокий борт, высокий полубак, осадка 8,4 м. На кронштадтском мелководье при частых спадах уровня воды «Пересвет» нередко касался грунта, в результате вскоре потребовалось исправить рулевую раму (ее свернуло на сторону с потерей штыря верхней петли) и очистить засорившиеся кингстоны. Никаким «компромиссом» здесь не пахнет. Это чистый «дальневосточник», где 12-дюймовый калибр главной артиллерии и толщина бронирования был принесен в жертву дальности плавания.

С этими броненосцами постоянно идут разночтения: их зовут то броненосцами, то броненосными крейсерами. Водоизмещение примерно одинаковое с броненосцами прежнего типа, стоимость тоже примерно та же 11 млн. рублей.

По «доброй» традиции Заказчик опять захотел «8 шапок из одной шкуры» (как в той притче). В прежнее водоизмещение пытались «впихнуть невпихуемое». В результате, получили перегруз. При этом, перегруз был по верхним строениям, что вело к ухудшению остойчивости.

Чехарда с контрагентскими поставками – тема отдельного рассказа. Отмечу только общую тенденцию: заказы старались разместить на отечественных заводах, но цена от этого только росла (мы потом коснемся причин этого явления).

Много забот доставили конструирование и конкурсный заказ башен с электроприводами (вместо прежних гидравлических) и заказ палубной, бортовой и башенной брони.

Три главные паровые машины с вертикально опрокинутыми цилиндрами производства Балтийского завода имели согласно спецификации суммарную мощность 14 500 л.с. Диаметр цилиндров высокого, среднего и низкого давления составлял 965, 1420 и 2130 мм соответственно, ход поршня – 990 мм. 30 водотрубных котлов системы Бельвиля модели 1894 года имели суммарную нагревательную поверхность 4104 м² и площадь колосниковых решеток 132 м². Корабль имел три бронзовых четырехлопастных гребных винта: бортовые диаметром 4,88 м, средний – 4,72 м. Электростанция, состоявшая из двух пародинамомашин силой тока по 1000 А и двух – по 640 А, имела мощность 555 кВт и напряжение сети постоянного тока 105 В напряжение.

Впервые в русском флоте броненосцы типа «Пересвет» имели электрические приводы рулевой и шпилевых машин, а также беседочную систему подачи боезапаса из погребов.

Традиционная водоотливная система с использованием магистральной трубы заменялась на автономную, при которой каждый отсек снабжался своими водоотливными средствами.

На испытаниях получили следующие данные по артиллерии:

-заряжание орудий с применением электрических приводов осуществлялось за 81— 89 с,

-время вертикального наведения на полный угол возвышения – 13 секунд, горизонтального наведения на 180° — 41,5 с (тихим ходом – 61,5 с); при крене 8° – 60 с.

-2

Вручную с борта на борт (штурвалы вращали четыре человека) башня поворачивалась за 6 мин 41 с. На такой же поворот от ДП на правый борт при крене 8° требовалось 4 мин 14 с, с правого борта на левый – 4 мин 36 с. В пределах нормы оказалось и время заряжания вручную. Подача снарядов из бомбового погреба на постоянный желоб из центральной трубы (наложение храпа на снаряд, подъем его со стеллажа, подвозка по рельсам, укладка на желоб, снятие храпа со снаряда) потребовала 1 мин 20 с. Подъем нагруженного зарядника до положения для досылки снаряда занимал 3 мин 23 с. На досылку прибойника и его обратный ход требовалось 17 с, та же манипуляция с зарядом занимала 8 с.

Всех все устраивало, но, если сравнивать с теми же японцами, то у них на современных кораблях аналогичного класса скорострельность была в 1,5 раза выше.

-3

Теоретически, стоило бы строить однотипные корабли, но это не наш мЭтод. По этому проекту были построены три броненосца, но все они вышли чуть разными. У пересвета были толстые боевые мачты, внутри которых был трап на марс. У других кораблей этого класса их не было. Но это мелочи.

Корпус «Победы» весьма сильно отличался от предыдущих кораблей своей формой; фактически этот броненосец был построен по новому теоретическому чертежу. А вот конструкция в целом особых изменений не претерпела: главными отличиями стало изготовление штевней, рулевой рамы и кронштейнов гребных винтов из стали, а не бронзы, и отказ от деревянной и медной обшивки подводной части корпуса, а также уменьшение высоты жилой палубы на 356 мм. Вес корпуса составил 4798 т против 4956 т у «Пересвета». Изменение водоизмещения на 1 см осадки для «Победы» составляло 20,65 т против 20,55 т у двух других кораблей серии.

Продольный набор корпуса включал вертикальный киль длиной 89 м из листов толщиной 12,7 мм, склёпанный из двух 15,9-мм листов горизонтальный киль и по пять стрингеров с каждого борта. Продолжением киля служили форштевень и ахтерштевень. «Победа» получила крупповскую цементированную броню.

Три главные паровые машины тройного расширения были установлены в индивидуальных отсеках. Ход поршня для всех машин составлял 990 мм, диаметры цилиндров высокого, среднего и низкого давления — 965, 1420 и 2130 мм соответственно. Контрактная мощность всех трёх машин составляла 14 500 индикаторных л.с. Электрическим приводом были оснащены орудийные башни, рулевое устройство, элеваторы подачи боеприпасов, шпили, вентиляторы (часть из них имела запасные паровые приводы) и др.

Водоотливная система включала девять водоотливных турбин производства Балтийского завода производительностью по 750 т/ч, а также паровые насосы системы Вортингтона (по 172,6 т/ч) 12,7-см помпами Стона. Все корабли серии оснащались телефонами системы Колбасьева и электрическими колоколами громкого боя.

Третий броненосец имел свои особенности, но это отдельная история.