Еще одна статья о понимании речи. Так как я пишу диссертацию о эхолалии процесс обработки информации является для меня важной и сложной задачей научного исследования. Наблюдение, как один из аспектов научной работы так же учитывает взгляд на развитие здорового и больного ребенка.
К счастью, следом за сыном у меня родилась абсолютно здоровая дочка. Которая в год начала говорить, в два рассказывала сказки и полностью соответствовала всем требованиям невролога. Имея в карточке пометку- здорова. Наблюдая за развитием дочки, я все больше и больше убеждалась в верности моей теории относительно происхождения и развития эхолалии.
Сегодня поговорим о таким важном этапе речевого развития ребенка, как воспроизведения осмысленной речи.
Приведу пример на моей дочке. Ей 3 года, она отлично говорит, у нее никогда не было ни эхолалии, ни стимов, ни иных проблем с речью и мышлением. Она стандартный здоровый ребенок. Недавно мы играли с ней в лото овощи-фрукты-ягоды. В какой-то момент играть ей надоело, и она кинула в мою сторону карточку от игры в знак протеста.
-Какую карточку ты кинула? -Спрашиваю я ее. Она покрутилась вокруг себя и ответила- Малина.
Ситуация логична, диалог понятен и строен. Малина действительно одна из картинок, и она могла ее бросить. Речь кажется разумной и адекватной, вот только картинка с малиной лежит около нее, и кинуть именно эту карточку она никак не могла. Она поняла, что мама требует от нее ответа. Поняла вопрос, и дала ответ адекватный ему, пусть и несоответствующий глубокому смыслу задания.
Это совершенно нормально для ее 3х лет и адекватно на данном этапе развития. Подбор речевого решения, помогающего построению адекватной стороны произносительной речи.
Сын заговорил намного позже, в 3,5 года. Имея год речевой практики, в 4.5 года его речь точно так же представляла собой набор фраз, подстраивающихся под ситуацию. На первый план выходило построение стройного диалога, не углубляясь в тонкий смысл ситуации. Лишь бы ответить ближе к теме, и адекватно вопросу, а не заданной в нем мысли. Иногда он так же подбирал подходящие к вопросу ответы, как сделала это дочка на примере выше.
О чем же это говорит. Решение просто, дети не воспроизводят речь легко и просто, как мы взрослые. Для них развитие речи представляет собой трудоемкий процесс. Говоря и формируя речь, они обучаются ее связности и стройности, порой осмысление сказанного в этом аспекте запаздывает. Не понимая глубокого смысла вопроса, или не осознавая, как ответить на него верно, ребенок ищет альтернативный шаблон коммуникации.
Причем данный показатель свойственен как здоровым, так и больным детям с особенностями развития. Единственный критерий отчета формирования связной речи можно считать момент начала активной коммуникации, объем и опыт ее использования и применения.
Иными словами, не говорящий ребенок не может тренировать произносительную строну речи. Дочка заговорила в 1 год, и на данный этап она вышла в 2-3года, сын заговорил в 3.5 года и так же к 4.5 вышел на тот же этап речевого развития. Постепенно используя речь все больше и чаще, нарабатывая речевой опыт осмысления слышимой речи, дети формируют адекватность связного воспроизведения.
Проблема в том, что у сына в его 4.5 года, данный вид закономерного речевого развития казался странным, в силу возраста ребенка. На вопрос о его здоровье, он мог, например, рассказать, что сегодня за окном светит солнце и он хочет пойти погулять. Об этом его не спрашивали, но он ощущал, что как-то поддержать диалог нужно, а основную мысль вопроса не очень-то понял, вот и пытался создать альтернативную коммуникацию переведя диалог в другое русло. Особенно странно это выглядело, например в кабинете профессора уролога, которая задавала ему вопросы относительно здоровья почек, но часть из них он не понимал, и пытался строить коммуникацию на основании поверхностных суждений и восприятия, ориентируясь на главную цель- адекватное построение речевой конструкции.
Если описать данный процесс совсем простым языком, то страдает выстраивание связного текста. Отдельные предложения ребенок построить может, а вот связать их общей идеей и подчинить связному смыслу ему удается с трудом.
Сын давно прошел данный этап, больше подобных проявлений в его речи нет. Дочка говорит слаженно и адекватно, плюс она еще совсем малышка, но я буду наблюдать, когда ее мышление станет более развитым. Мне интересно зафиксировать этот речевой момент для своей работы.
А Вы сталкивались с подобным у своих детей? В каком возрасте их мышление вышло из построения связного предложения в диалоге, в построение связного диалога в целом?
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.