Что такое память и какой она бывает? Как повреждение одного участка мозга вызывает амнезию, а нарушение работы другого — невозможность запоминать лица? Почему мы забываем ненужную информацию и не можем запомнить важное в ночь перед экзаменом? Мы рассмотрели исследования о том, как психологи и нейробиологи описывают процессы запоминания и забывания и существуют ли способы улучшить свою память.
Что такое память?
Память — свойство нервной системы, означающее способность сохранять информацию о внешнем мире и использовать ее в дальнейшем. Такое определение можно найти в одном из учебников по психологии человека. Памятью обладают не только люди, но и все виды животных: даже амебы способны запоминать направления движения.
Сегодня ученые говорят о разных видах памяти, каждая из которых выполняет свою функцию. Классическая (и используемая до сих пор) модель Ричарда Аткинсона и Ричарда Шиффрина предполагает, что у человека существует три вида памяти:
- Сенсорная память. Самый короткий вид памяти длительностью несколько секунд. Она охватывает вещи, происходящие здесь и сейчас. За пару секунд мозг фиксируют важную информацию и отбрасывает ненужную.
- Кратковременная память. Эта система воспоминаний отвечает за припоминание недавних действий и событий. Если у человека все хорошо с кратковременной памятью, он помнит, что ел на завтрак или куда положил пульт от телевизора.
- Долговременная память. Данный вид памяти помогает нам запоминать события жизни, произошедшие с нами день, неделю или год назад.
В модели Аткинсона и Шиффрина эти три вида памяти связаны друг с другом. Информация, захваченная сенсорной памятью, сохраняется на пару часов кратковременной памятью. Если мозг считает информацию ценной, она остается в долговременной памяти на дни, недели и даже годы.
Психологи и нейробиологи также включают в эту систему «рабочую память», как способность на короткое время запомнить или вспомнить какую-то информацию, нужную в данный момент. Рабочая память связывает процессы кратковременной и долговременной памяти, позволяя держать в уме нужную прямо сейчас информацию. Например, когда вы считаете в уме, вы берете данные из кратковременной памяти, извлекаете правила счета из долговременной и проводите вычисления в пространстве рабочей памяти.
Как работают процессы памяти. Объясняет психолог Мария Фаликман: https://postnauka.ru/video/54916
Помимо этих категорий термин «память» используется и в более узких или специализированных значениях. Так историки и представители общественных наук говорят об «исторической памяти» — поддерживаемом государством или социальными группами образе прошлого, а связанную с историческими (часто трагическими) событиями локацию называют «местом памяти».
Почему мы запоминаем и забываем?
Понять устройство памяти ученым помогают болезни или повреждения мозга, когда из-за нарушения одного отдела человек полностью или частично забывает какую-то информацию. Нейробиологи и популяризаторы науки часто вспоминают американца Генри Молисона, которого в семилетнем возрасте в начале 1930-х сбил велосипедист. Из-за травмы головы у мальчика начались эпилептические припадки, и чтобы справиться с ними в 1953 году у Молисона удалили две трети гиппокампа, часть миндалевидного тела и некоторые участки коры головного мозга. После операции Герни потерял способность запоминать, но мог вспомнить все, что было с ним до операции, а также усваивать новые навыки, не понимая, чему его только что научили.
Этот случай показал, что в формировании воспоминаний участвуют множество областей мозга. Не существует одного центра памяти, который отвечал бы за кратковременную или долговременную память. Повреждение одних участков мозга, как это было в случае с Генри Молисоном, может лишить человека возможности усваивать новую информацию (хотя ученые и отмечают ведущую роль повреждения гиппокампа в амнезии Генри). Урон, нанесенный другим областям ведет к иным аффектам: например, нарушение работы нижневисочной области коры приводит к невозможности запоминать лица — прозопагнозии.
Биолог Вячеслав Дубынин о нейробиологических основах запоминания и забывания: https://postnauka.ru/video/75095
Сегодня ученые полагают, что в процессе запоминания и припоминания одновременно участвуют множество участков мозга. В одном китайском исследовании испытуемые должны были запоминать цифры, которые им показывали долю секунды, чтобы воспроизвести их сразу же и через три дня. Во время этих операций испытуемым делали фМРТ.
Ученые выясняли, какие отделы мозга особенно активны при активации кратковременной и долговременной памяти. Анализ показал, что за все операции с памятью в большей степени отвечают области Бродмана, расположенные на разных частях фронтальной коры мозга. При этом в операциях с кратковременной памятью более активно правое полушарие, а при работе с долговременной — левое.
Что происходит с памятью с годами?
Обычно проблемы с памятью выражаются в забывании старых воспоминаний и снижении способности усваивать новые, т.е. в незапоминании.
Забывание — нормальный процесс, который позволяет мозгу освободить место под новые впечатления. Ученые считают, что мы забываем отдельные незначительные эпизоды, чтобы мозг мог лучше справляться с решением насущных задач. Также забывание помогает пережить травмирующие события и эмоции: например, при депрессии и посттравматическом стрессовом расстройстве.
То же самое можно сказать про незапоминание. Наша сенсорная память охватывает далеко не все стимулы и раздражители из окружающей среды. Мы легко можем забыть номер телефона, который нам продиктовали один раз, или имя нового знакомого, потому что мозг посчитал эту информацию незначительной. Исследователи считают, что мозг в первую очередь запоминает то, на что направлено наше внимание. В процессе запоминания мы переводим информацию из сенсорной памяти в кратковременную, а затем, при необходимости, — в долговременную.
Проблема в том, что с годами человек все чаще не запоминает вещи, которые происходят с ним прямо сейчас, а также страдает от недостатка кратковременной памяти. Помимо этого у людей пожилого возраста ослабевают метакогнитивные навыки: способность осознавать свои мыслительные процессы и оценивать свою способность запоминать. Это может происходить из-за ухудшения работы гиппокампа, который отвечает за усвоение новых знаний, образов, впечатлений. Такие же процессы характерны для людей, страдающих от психических расстройств вроде депрессии или шизофрении, у которых также наблюдаются проблемы с запоминанием.
Существует мнение, что некоторые пожилые люди хорошо владеют долговременной памятью и могут легко вспомнить случаи из своей биографии. У этого эффекта есть научные подтверждения. Исследование 2018 года, проведенное на выборке из 1120 американцев, показало, что пожилые люди лучше молодых вспоминают случаи из своего детства. Это подтверждает идею о том, что в работе памяти участвует не одни только гиппокамп.
Как укреплять свою память?
- Первое, что нужно сделать для улучшения памяти — создать для своего мозга условия, в которых он сможет нормально работать. В обзоре 2018 года группа ученых из Кентского государственного университета (США) рассмотрела 21 фактор, мешающий рабочей памяти. Среди наиболее значимых — недостаток сна, неправильное питание, хронический стресс. Именно такие повседневные вещи мешают нам сосредоточиться и усвоить новый материал, из-за чего информация попросту не попадает в кратковременные и долговременные отделы памяти. Поэтому пить энергетики и учить полугодовую программу в ночь перед сессией заведомо проигрышная стратегия: из-за усталости и стресса мозг потеряет большую часть знаний. Правда, сладкие энергетики выступают здесь меньшим злом. Ученые в том же обзоре отмечают, что умеренные дозы глюкозы и кофеина как раз помогают сосредоточиться и усвоить новый материал.
- Существуют популярные способы улучшения разных видов памяти вроде заучивания стихов и решения таблиц Шульте. На ресурсах Researchgate и Pubmed не удалось найти актуальных исследований, которые подтверждали бы эффект от решения головоломок. Ученые пока не уверены, могут ли видеоигры улучшать память, хотя и существуют некоторые исследования, доказывающие их позитивную роль в сохранении долговременной памяти у пожилых людей.
- Наконец, на способность запоминать влияет физическое самочувствие. В одном исследовании школьников поделили на две группы: одни в течении пяти месяцев выполняли физические упражнения (по 30 минут три раза в неделю), другие в это время выполняли расслабляющие техники. В конце эксперимента школьники из первой группы набирали в среднем в 5 раз больше очков в заданиях на кратковременную и рабочую память.
Что еще почитать по этой теме?
- Краткая история забвения. В лонгриде подробно рассмотрены нейрохимические механизмы запоминания и забывания, а также упомянуты иные виды памяти, помимо обозначенных в нашем материале.
- Эрик Кандель. В поисках памяти. Обширный научно-популярный экскурс в исследования биохимических и нейробиологических механизмом памяти.
- Линн Келли: Мастерская памяти. Лучшие методики запоминания в истории человечеств. Книга для тех, кто хочет усвоить рабочие техники запоминания новой информации (мнемотехники).
Автор текста: Сергей Другов