Итак, начнем по порядку.
Я работаю HR-ом в РФ. После введения экономических санкций в РФ, бизнесу понадобился запасной вариант заграницей и руководителем компании было принято решение открыть представительство в ОАЭ.
На тот момент я думала, что меня это не коснется, т.к.
- английский я знаю недостаточно хорошо
- совершенно не понимаю специфики рынка
- не знаю местного законодательство в части ТК
Поэтому все, что будет описано ниже и далее - это опыт набивания шишек и бродяжничества в темноте без какого-нибудь внятного обучения со стороны.
Если вы считаете, что будет много желающих вам помочь - не надейтесь. Я обращалась ко многим соотечественникам, работающим в ОАЭ, к экспертам по законодательству....ни один даже не подсказал в какую сторону бежать и что читать в первую очередь. Я сделала вывод, что, видимо, эти знания достались им очень тяжело, раз они настолько не готовы ими делиться)) Многие берут не маленькие деньги просто за скайп-созвон, если ты подаешь заявку на аутсорс. И не вздумайте покупать их гайды! Я потратила на старте более 5000 руб на гайды наших соотечественников по трудоустройству в ОАЭ - они оказались абсолютно бесполезны. Отчасти мое желание начать вести этот канал - это мааааленькая месть таким специалистам))
Поехали.
История началась со звонка руководителя компании:
"Слушай, найди мне через 2 недели здесь местного специалиста по продажам? Сможешь?"
У меня язык не повернулся сказать "не смогу", потому что это не про меня)) Но объяснить, что творилось в голове и какой объем паники был... сказать сложно...вот примерно такой...
Первое о чем нужно подумать - что значит местного?
Эмираты - это большой котел из национальностей, говорящих на всех языках мира!
Хорошо, что уже тогда моего уровня образования и осведомленности было достаточно, чтобы задать первый правильный вопрос:
"Что значит местного? Местного это какого? На каком языке говорящего (кроме английского разумеется)?"
Этот вопрос действительно был разумным и помог в несколько сотен раз снизить объем поиска. Да, кстати, давайте здесь сразу коснемся вопроса дискриминации.
В статье 4 (закона Закона о труде ОАЭ), касающейся равенства и дискриминации, говорится: «Любая дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, национального или социального происхождения или инвалидности, которая может привести к аннулированию или нарушению равенства возможность или нанесение ущерба равному обращению при приеме на работу, сохранении работы и использовании ее преимуществ запрещается».
В DIFC и ADGM (фризоны у которых свое трудовое законодательство, но об этом я узнала позже) в правилах приема на работу есть раздел, касающийся дискриминации: "Работодатели не должны дискриминировать работников в отношении занятости или любого срока или условий занятости, а также увольнять их или подвергать их ущемлению на «запрещенных основаниях» работника: пол в ADGM/пол в DIFC; семейное положение; раса; национальность; возраст; религия; инвалидность; цвет кожи в ADGM; беременность и роды в DIFC"
А еще, не стоит забывать об "эмиратизации". И почитать законы прежде, чем принимать решения о найме персонала. Так что вопрос "А какой именно местный вам нужен?" - был очень правильным)
Итак, первично определились с тем, что нам нужен арабо+англоговорящий сотрудник, проживающий в Дубай не менее 5 лет. И честно скажу, что заказчиком были исключены некоторые национальности для поиска, НО так делать нельзя) вы же помните о законе о равенстве))
А что с зарплатой?
Это второй вопрос, который возник в моей голове, ведь прежде чем переходить к описанию должности, уточнению требований у Заказчика и поиска источников подбора, мне нужно было понимать сколько платят на этом рынке.
Ответ на этот вопрос мог существенно повлиять не только на поведение Заказчика, но и на его желание в принципе продолжать поиск))
Но как промониторить заработные платы в стране о которой ты ничего не знаешь по должности о которой тоже известно не многое?
Конечно, в первую очередь я подняла все свои знакомства: писала и звонила всем, кто хоть как-то связан с ОАЭ; посмотрела все паблики, сайты, видео, вакансии, размещенные в свободном доступе. Есть, например сайт Paylab.com, который позволяет посмотреть разброс заработных плат по выбранной должности. Но разброс по заработным платам из этих источников был настолько велик, что доверять этим цифрам я не могла. Времени не было, нужно было импровизировать) и поэтому я пошла на хитрость)
Я обратилась в консалтинговое агентство по поиску персонала, специализирующееся на поиске персонала за рубежом (в частности в ОАЭ).
Такие агентства всегда берут оплату/комиссию, которая рассчитывается исходя из заработной платы будущего специалиста, поэтому я попросила их сделать для нас мониторинг заработной платы, чтобы мы хотя бы примерно могли понимать сколько нам будут стоить их услуги. К тому времени у меня уже было готово описание вакансии на английском языке. К счастью, агентство мне попалось очень профессиональное и порядочное (в отличие от меня) и через несколько дней мне подготовили полную картинку по рынку заработных плат по данной вакансии с описанием уровня квалификации данных специалистов...
Я сопоставила все источники и определила минимально допустимый уровень заработной платы для нашей вакансии. Конечно, потом, когда мы уже вели переговоры по заработной плате с кандидатами обнаружились и подводные камни....
Тему заработных плат раскрою в отдельной статье, т.к. помимо непривычной для нас структуры, здесь есть и национальные особенности, к которым я тоже оказалась не готова.
В этой статье упомяну, только о минимальных заработных платах.
Ведь, если они есть в РФ, наверняка, они есть и в ОАЭ? Так вот сюрприз...
В Законе о труде ОАЭ не предусмотрена минимальная заработная плата , однако в нем широко упоминается, что заработная плата должна покрывать основные потребности сотрудников.
Что это значит на практике? Это значит, что вам придется помучаться, чтобы определить структуру вашей заработной платы и вы будете вынуждены всегда подстраиваться под рынок кандидатов и их ожиданий.
Где искать?
Скажу честно, я попробовала 2 источника поиска. Вакансия у меня была не сложная Sales manager (не сложная, потому что специалисты по продажам есть в любой стране мира, в любой отрасли и они всегда в поиске работы)).
Сначала я попробовала bayt.com. Начинала, конечно, с бесплатной публикации (можно сделать только одну такую публикацию). Получила оооочень много нерелевантных откликов. После HH работать с этой платформой было сплошным мучением, плюс ограниченный функционал. Поэтому я решила быстро освоить LinkedIn. Мне повезло, что профиль компании уже существовал и велся контент на английском языке. Поэтому я создала свой профиль и выбрала 2 тактики поиска: сорсинг и публикация вакансии.
Благодаря сорсингу мне удалось расширить сеть контактов, посмотреть профессиональный опыт, ожидания и цели кандидатов, узнать основных конкурентов на рынке, сформулировать наше предложение кандидатам. Да даже просто "потырить" формулировки на английском языке для нашей вакансии. В общем сорсинг - это полезно (кстати нашего бухгалтера мы нашли именно через сорсинг на LinkedIn).
Но нашего будущего Sales manager я нашла именно за счет публикации вакансии на LinkedIn. Формат публикации также был бесплатный, но даже ограниченного количества откликов было достаточно, чтобы найти нужного мне специалиста.
Напоминаю, что все это я делала без знания английского языка и плюс я не рекрутер в чистом виде, например, мне здесь и сейчас пришлось освоить X-Ray запросы (о которых я до этого не знала), чтобы иметь возможность искать кандидатов из нужных мне компаний. В общем сила воли+энтузиазм+бесстрашие творят чудеса)
Вот некоторые из моих инсайтов в завершении первой части:
- LinkedIn - это ярмарка тщеславия. Не верьте всему, что пишут о себе люди. Половину из того, что написано окажется ложью. Поэтому запрашивать и предоставлять рекомендации от предыдущего работодателя оформленные на фирменном бланке компании - это норма.
- Люди действительно готовы идти на контакт и говорить о работе (даже если они ее не ищут). И вежливость ответов HRу (после рынка РФ) приятно впечатляет) Каждому с кем я общалась хотелось говорить бесконечные слова благодарности))
- В РФ принято сначала звонить кандидату (по сложившемуся стереотипу якобы так проявляется уровень заинтересованности рекрутера к кандидату) вы, наверняка, часто услышите фразу "если надо сами позвонят". В ОАЭ, наоборот, кандидатам привычнее письменная переписка и они спокойное относятся к долгому подбору.
- Языковой барьер - это не барьер. Да очень обидно видеть как арабы владеют английский как само собой разумеющимся, а ты нет. Но с обидой вы далеко не уедете. Нынешние онлайн переводчики очень хороши, а письменная коммуникация легко заменит устную. Для того, чтобы сделать первичный отбор кандидатов вашего "незнания" будет достаточно.
Итог такой: выходить на новый и незнакомый рынок страшно и весело одновременно) Все, что вам нужно помнить: вежливость, внимательность, образованность работает на вас в любой стране мира.
А с какой страной вам хотелось бы работать?